Долгие муки выбора
— Я отношусь к числу покупателей, из которых формируется отложенный спрос. Сначала езжу, присматриваюсь и прицениваюсь, что, где и почем продается. Когда нахожу подходящий вариант и нужную сумму денег, покупаю. Это относится не только к выбору квартиры. Так я поступаю в большинстве случаев, что бы мне ни приходилось покупать. Экскурсия по новостройкам мне очень помогла. Я своими глазами увидела, какие дома и в каких районах строятся. Приятно была удивлена, как за последние годы изменился город, — говорит Ирина.
Во время тура нашей героине приглянулись несколько домов, где ей хотелось бы купить новую квартиру. Чтобы познакомиться с планировками и лично оценить качество строительства, она второй раз поехала в Брилевичи. Там ей понравился дом по ул. Чюрлениса, расположенный напротив сквера им. Михаила Павлова недалеко от станции метро «Петровщина». Объект был построен на треть и будет сдаваться в июле текущего года.
— Через месяц я вновь поехала в Брилевичи. Решила посмотреть еще один точно такой же дом, который был построен примерно в 100 м от дома № 20, о котором нам подробно рассказывали во время тура. Вошла в дом вместе с молодой парой, которая купила здесь двухкомнатную квартиру-студию площадью примерно 55−60 кв.м. Точно о такой квартире мечтала и я.
Но 55-метровая студия на третьем этаже мне показалась маленькой даже для одного человека, чтобы чувствовать себя в ней комфортно. К тому же молодые люди рассказали мне, что дом был сдан в эксплуатацию с недоделками, которые приходилось устранять самим жильцам.
Затем я прошлась по 7-му и 8-му этажу. На 8-м этаже в 2-комнатной квартире-студии площадью 64 кв. м шел ремонт. Эта квартира понравилась мне больше. Она была просторнее, и с окон открывалась чудесная панорама.
Спустя некоторое время я решила посмотреть квартиры в двух домах по пр. Дзержинского в районе станции метро «Грушевка», которые мне также приглянулись во время экскурсии. В одном из домов тоже понравилась двухкомнатная квартира-студия с двумя лоджиями на 7-м этаже. К тому же прораб на стройке заверил меня, что строители учли все замечания по выявленным недоделкам в предыдущих домах и здесь их не допустили.
Недели две назад я побывала во втором доме по пр. Дзержинского, куда не могла долгое время попасть. Посмотрела однокомнатную квартиру-студию площадью 65 кв. м на 4-м этаже. Жилье показалось мне качественным и соответствующим классу «стандарт».
Затем я проанализировала цены. Оказалось, что с момента экскурсии по новостройкам цена квадратного метра квартир в этих домах снизилась примерно на $ 200. Это очень ощутимо.
Пока свой окончательный выбор я не сделала. Прорабатываю разные варианты. Посмотрела еще одну новостройку и прикинула, сколько мне понадобится денег на ремонт. Подумалось, что новостройка для меня — не лучший выход. Задумалась над тем, чтобы купить квартиру на вторичном рынке, — рассказывает свою историю Ирина.
Самый важный фактор — цена
Для Ирины, как и для большинства покупателей, самым важным фактором при выборе жилья является цена. Она говорит о том, что для нее одной хватило бы и однокомнатной квартиры, которая в апреле на вторичном рынке стоила $ 30−35 тыс.
— Такой вариант жилья меня бы устроил. Решение квартирного вопроса стоит у меня на первом плане. Я живу в Минске на съемных квартирах уже 25 лет, поэтому хочется иметь свой угол. Я езжу, смотрю и прицениваюсь, — делится своими мыслями Ирина.
Выслушав нашу героиню, я так до конца и не поняла, какое жилье на самом деле хочет купить Ирина — новостройку или вторичку. А самое главное, есть ли у нее на это деньги. Ведь квартира-студия 55 кв. м показалось ей маловатой. Но в ответ я услышала, что с деньгами ей «обещали помочь».
— Цена для меня, естественно, имеет значение. Помощь может быть оказана, но в пределах разумного. Я думаю, что все-таки выберу приемлемый вариант, исходя из цены и качества. Это может быть и не квартира площадью 60−65 кв.м. Придется умерить свои аппетиты. Но на квартиру стоимостью примерно $ 50 тыс. я могу рассчитывать, — говорит Ирина.
Принять окончательное решение ей не дает и предстоящая деноминация. Хочется понять, сколько будет стоить квартира в новых деньгах.
— Конечно, я ставлю для себя какие-то временные рамки, но не хочу загадывать наперед. Жду подходящего момента. Возможно, приму решение до конца года, — добавляет Ирина.
Не помогло и высшее образование
Покупка квартиры помогла бы решить Ирине и многие другие насущные проблемы.
В 1989 году она закончила в Минске кооперативный техникум и по распределению поехала работать в Березино. Но в 1990 году снова вернулась в столицу. Для того чтобы получить хорошую работу, нужна была прописка. К тому же среднего специального образования было мало.
Ирина поступила учиться в БГУ им. Ленина на факультет международных отношений и закончила его в 2008 году. Обучение было платное. Своих денег не было, поэтому привлекался целевой кредит, который она выплачивала 10 лет. Ирине пришлось на всем экономить и потихоньку откладывать деньги на квартиру.
— К сожалению, после окончания вуза мне так и не удалось поработать по специальности. Без прописки на работу не брали. Когда поменялось законодательство, казалось, что получить работу без регистрации станет проще. Но по старинке работодатели и теперь при приеме на работу приоритет отдают людям с регистрацией. Чтобы разорвать замкнутый круг, мне надо решить два насущных вопроса: получить постоянную работу со стабильным заработком, купить свою квартиру и прописаться в ней, — делится со своими планами Ирина.
По сути, за 25 лет жизни в Минске она так и не имела постоянной работы и жила только за счет случайных заработков. Сейчас по выходным дням делает переводы с английского языка. Зарегистрирована по месту рождения в Любанском районе Минской области.
За койко-место приходилось ухаживать за больными стариками
— Будучи студенткой техникума, я ухаживала за лежачей больной женщиной в обмен на бесплатное проживание. В университете изучала медицину, поэтому с этой работой неплохо справляюсь. Некоторые люди, зная это, и сейчас обращаются ко мне с просьбой присмотреть за одинокими и больными людьми, — рассказывает Ирина.
Вернувшись из Березино в Минск, она на двоих вскладчину снимала однокомнатную квартиру по ул. Есенина.
— В жилом помещении практически не было мебели, но нас и это устраивало. В один прекрасный день пришел хозяин и вместо молодых парней увидел нас. Оказалось, что он сдал квартиру парням, а они в свою очередь пересдали ее нам. Пришлось выяснять отношения с владельцем, а потом съезжать, — уточняет Ирина.
Затем нашей героине еще часто приходилось менять съемные квартиры. А если точнее, то комнаты, потому что денег на отдельную квартиру не было. Не всегда получалось ужиться в одной квартире с хозяйкой.
Запомнился случай, когда жить и ухаживать пришлось за 90-летней старушкой всего лишь за половину оплаты счета по коммунальным платежам.
— У старушки в таком возрасте часто были провалы в памяти. Зачастую она обвиняла меня в неоплате жировки. Однажды и вовсе обвинила в воровстве денег, заявила в милицию и выгнала на улицу без вещей. Долгое время мне пришлось объясняться со следователем и доказывать, что я не причастна к этой краже. Прошло время, и сейчас я вспоминаю этот случай со смехом. Но тогда мне было не до смеха. Это был один из самых сложных периодов в моей жизни, — рассказывает Ирина.
Потом она сняла комнату на двоих в двухкомнатной квартире, где проживала молодая семья. Когда съехала одна квартирантка, на ее место хозяева поселили еще двух девушек. Пришлось жить в одной комнате втроем. Ирине снова пришлось искать новое жилье.
Вот уже 5 лет она снимает комнату в трехкомнатной квартире на пр. Рокоссовского. На основании договора найма получает медицинское обслуживание в поликлинике.
— За все время жизни в арендном жилье я для себя установила три золотых правила: соблюдать порядок, тишину и своевременно оплачивать квартиру. Но для меня очень важно жить в ней легально, а в идеале — иметь регистрацию. Договор найма снимает многие вопросы медицинского и бытового обслуживания, — делится опытом проживания на съемных квартирах Ирина.
Но регистрации в Минске у нашей героини нет до сих пор.
— Никогда не возникало мысли вернуться на малую родину? Может, там вам было бы проще найти работу и решить свою жилищную проблему? — задаю вопрос Ирине.
— Нет, не возникало. Мое возвращение домой еще больше усугубило бы эти проблемы. Мама живет в деревне в 260 км от Минска. Найти там подходящую работу нереально. В Минске за эти годы я уже чувствую себя как рыба в воде. Дома придется начинать все сначала, — отвечает Ирина. — Я надеюсь, что и на моей улице наступит праздник. Надежда умирает последней.