— Участки в уединенном месте с домом под снос — не самый ходовой товар, — комментирует Владимир Чернушевич, директор АН «Загородный дом и Квартирный центр». — С учетом кризиса и дальности расстояний строить дом с нуля придется долго, и в итоге он обойдется в два раза дороже готового, поэтому люди предпочитают брать варианты с минимальными вложениями. Гораздо выгодней купить добротный дом по невысокой цене, тем более что такие есть на рынке.
Самые ходовые хутора стоят от $ 8 до 15 тыс. За эту цену продаются досмотренные дома в уединенном месте. Например, за $ 8 тыс. продается хутор «Старый Млын» в Логойском районе, д. Михеды, 60 км от МКАД. В собственности 2 гектара земли, на горке, среди леса, рядом река Черновочка и Гайна. На участке добротный дом на 50 кв. м, который требует минимальных вложений. Из коммуникаций — скважина и электричество. Его сейчас очень активно смотрят.
Дороже 10 тыс. сегодня почти ничего не продается. Особняки на берегу реки, этакие «Мечты из 90-х», сейчас не востребованы в связи с кризисом. Такие варианты пользовались спросом, когда у покупателя водились «шальные деньги».
Подход к покупке хуторов тоже изменился. Нынешний покупатель реально смотрит на вещи: понимает, что эти объекты находятся далеко, и для того, чтобы они не пришли в упадок, их нужно охранять и досматривать. Современный покупатель соизмеряет свои финансовые возможности с желаниями, взвешенно просчитывает расстояние до хутора, качество дорог, возможность проехать осенью или весной, размер необходимых вложений и отдачу при продаже. Все-таки хутор — это предмет роскоши, а не первой необходимости.
Если цены на квартиры по сравнению с «тучными» годами упали на 40%, то на хутора «просели» на 20−30%. Оценить ценовую динамику довольно сложно, потому что в «сытые» годы на продажу выставлялись объекты в действительно эксклюзивных местах, а сейчас их просто нет на рынке, и сравнивать по сути не с чем.
Есть еще и коммерческая сторона покупки хутора: там можно разводить животных на продажу. В таком аспекте хутора рассматривают выходцы из сельской местности, которые прожили жизнь в Минске и, достигнув пенсионного возраста, оставили квартиру детям, а сами подбирают вариант для уединенной жизни и заработка. Многие фермерские хозяйства расположены на таких хуторах.