— Люди всегда считают деньги, особенно если дело касается глобальных приобретений. Сегодня же население относится к своим сбережениям особенно внимательно. Прагматичность у белорусов в крови, поэтому, когда идет выбор между 50-метровой «однушкой» и 53-метровой «двушкой» с нормальной жилой площадью, очевидно, что выбор падет на второй вариант. Да в такой «двушке» особенно не разгуляешься, в смысле просторных вспомогательных помещений (кухня, санузел или коридор), но для молодой семьи, да еще и с маленьким ребенком жилье будет вполне комфортным, — говорит Анатолий Звездин, заместитель директора агентства недвижимости «Мольнар».
— Если речь идет о молодом человеке без семьи, который еще долго будет жить один, то ему наверно будет интересна как раз 50-метровая «однушка», но сегодня таких покупателей мало и не они определяют массовый спрос.
Компании, которые построили жилые комплексы с квартирами больших площадей, сейчас пытаются их продать, прибегая к разным способам. Первое, на что пошли многие застройщики — это предоставили потенциальным покупателям (дольщикам) возможность рассрочки платежа до пяти лет. Плюс они уменьшили процент первого взноса — от 15%, чего раньше не было. Далее многие компании, пускай и неохотно, для активизации продаж начали снижать цену «квадрата». Отмечу, что все они начинали строить два-три года назад, а то и больше, когда спрос был совсем другим, вспомним хотя бы 2013 год. При этом цены за последний год упали как минимум на 30%. Многие застройщики для реализации своих проектов брали валютные кредиты, сейчас, когда происходит девальвация национальной валюты, это тоже увеличивает затраты застройщиков. Но «безжалостный» рынок диктует свои, не всегда комфортные условия. Снижать стоимость кв. м нужно, так как все остальные инструменты по активизации спроса уже задействованы, при этом мне кажется, что увеличение спроса через кредитование вряд ли возможно. Но это взгляд со стороны, а у компаний, что называется, своя экономика.
В такой ситуации, наверное, разумным шагом было бы внесение корректировок в планировочные решения (там, где это возможно конечно) в еще возводимых домах или только запланированных, чтобы подстроить проекты под реалии рынка, создать то, что будет продаваться, — высказался Анатолий Звездин.