— Затруднительно что-то прогнозировать в сложившейся ситуации, впрочем, как и всегда. Непростые времена наступают для всех участников рынка. Думаю, в этом году многие компании не переживут натиск негативных кризисных последствий и либо уйдут с рынка, либо продадут часть своих компаний институциональным инвесторам. Также вероятно и то, что владельцы строительных компаний будут менять управляющий состав для повышения устойчивости проектов и предприятий в изменившихся условиях. Основная проблема в том, что многие застройщики построили или достраивают дома с квартирами очень больших метражей. Сейчас такое жилье оказалось не востребованным, его просто не покупают. Люди ориентируются не на низкую цену кв. м, а на небольшую площадь квартиры и, как следствие, доступную цену покупки всей квартиры.
К сожалению, если объект уже построен или запроектирован, то изменить что-то концептуально на стадии строительства довольно непросто. Но вот если проект долгосрочный и из всего квартала застройки построена часть объектов, то оставшиеся жилые дома можно запланировать с меньшими площадями квартир — то есть адаптировать товарную номенклатуру проекта к текущим требования рынка. Некоторые строительные компании уже занимаются решением этой задачи. Я уверен, что найдется еще немало застройщиков, которые пойдут по этому же пути, что само по себе станет одной из тенденций оздоровления рынка недвижимости.
Ценовая динамика. Реальные доходы населения в течение года грядущего будут только уменьшаться с учетом инфляции, роста цен, дрожания коммунальных услуг и прочих необходимых расходов домохозяйств. То есть вопрос «Что поесть? За что заплатить „жировку“?» будет очень остро стоять для населения. Квартирный вопрос будет точно не первостепенным. Понятное дело, что цены имеют перспективу к снижению, но пока не ясно, до каких пределов. В конце концов, есть понятие себестоимости, ниже которой точно никто ни строить, ни продавать не будет. Все, кто начинает строить сейчас, будут подстраиваться под покупателя, под рынок, как никогда раньше. Большая часть новых проектов, которые сегодня предлагаются девелоперам к освоению (приобретению), имеет неадекватно высокий уровень первоначальных издержек и обременений, что не позволит им стартовать в ближайшие два-три года.
Если говорить о возможном демпинге цен со стороны крупных застройщиков, реализующих долгосрочные проекты, то я не думаю, что они станут активно внедрять политику ценового демпинга в ближайший год. Проекты с горизонтом расчета в 10−15 лет находятся за пределами зоны влияния текущего кризиса, у них отличные от «коротких» проектов показатели эффективности в части прибыли и размера инвестиций. Это позволяет таким девелоперам смело продолжать вкладывать деньги в один проект, а экономическую прибыль извлекать из другого — более приспособленного под реалии рынка и с доступными ценами. Ценовое предложение крупных участников рынка будет корректироваться вместе со всем рынком, но демпинговых цен ждать не стоит.