— Агентства недвижимости при работе с клиентами часто сталкиваются с такой проблемой, как переоценка старого фонда. По факту, все больше людей от него отказываются. Сегодня интерес людей к первичному рынку однозначно выше, чем ко вторичному. Эта тенденция вряд ли изменится. Кроме того, часто бывает, что при покупке квартиры в старом доме приходится менять все коммуникации, в результате чего квартира может обойтись значительно дороже первоначальной стоимости.
Исходя из анализа реализованного спроса, то есть сделок, проведенных в Минске, старый фонд становится все менее востребованным. Например, если еще зимой 2015 года спрос на новостройки рос, однако был ниже, чем на «хрущевки», то начиная с марта 2015 года сделки по новостройкам 2012−1015 гг. постройки стали превалировать.
Квартиры в новостройках привлекательны с точки зрения инвестиций. Даже сейчас, когда мы наблюдаем на рынке падение цен по всем сегментам жилой недвижимости, темпы падения стоимости кв. м в новостройках ниже, чем в «хрущевках». Это подтвердят следующие данные: в период с февраля по июль 2105 года цена на «хрущевки» снизилась на 18,2%, в то время как на новостройки на 11,8%. Причем, речь идет о цене сделок, а не предложений.
Спрос на «хрущевки» еще есть, так как большая часть населения сейчас не платежеспособна в силу макроэкономических обстоятельств, а решать квартирный вопрос нужно. Поэтому, многим покупателям ничего не остается, кроме как купить более дешевый вариант — жилье в старом фонде. Но если мы говорим о недвижимости, как о вложении средств, инвестиции с целью получения дохода в дальнейшем, то «хрущевка» не является хорошим вариантом, даже если квартира находится в аккуратном кирпичном доме, расположенном в историческом центре города. Почему? Потому, что к тому времени, когда собственник решит продать эту квартиру, рынок будет перенасыщен разнообразными предложениями просторных, новых, качественных квартир с развитой сопутствующей инфраструктурой.
Нужно учитывать, что через какое-то время на рынке поменяется целевая аудитория. В качестве покупателей будет выступать молодое поколение «Y» со своими вкусами, предпочтениями, приоритетами. Их стиль жизни: быть активными, не сидеть дома, придумывать развлекательные программы на вечер; они очень ценят свое время и удобство. Для них не принципиально иметь квартиру в историческим центре г. Минска, они хотят жить там, где есть гипермаркеты, развлекательные заведения, спортивные комплексы и т. д. Такие покупатели скорее предпочтут квартиру в микрорайоне Лебяжий, чем «хрущевку» напротив парка им. Горького с видом на реку Свислочь.
Если рассматривать недвижимость как инвестицию, то нужно учитывать ее ликвидность, поскольку это одно из основных свойств объектов недвижимости. В сегодняшних реалиях «хрущевки» неликвидны. Их невозможно продать быстро по рыночной цене. Цены на квартиры в старом фонде не будут расти при любых экономических условиях.