— За последние два года в сегменте новостроек больше всего пострадал бизнес-класс. Изначально это жилье было ориентировано на прослойку бизнесменов развивающихся компаний, которые готовы были позволить себе жилые помещения выше среднего класса. Но данная категория граждан в кризисы всегда достаточно уязвима. Поэтому сначала сократилась сама целевая аудитория, а затем пришлось сократить строительство жилья и застройщикам. Сегодня этих проектов на рынке осталось очень мало.
Из-за нестабильной экономической ситуации и сложностей ведения бизнеса пострадал и премиум-класс. Спрос на дорогое жилье, ориентированное на обеспеченных людей, владельцев компаний, заметно снизился. Конечно, нельзя сказать, что они очень обеднели из-за кризиса. Однако решение жилищного вопроса было отложено ими на потом. В свою очередь девелоперы, понимая, что это небольшая прослойка потребителей, тоже перестали развивать свои проекты. Все жилье премиум-класса, которое должно было появиться в Минске, трансформировалось в бизнес-класс или комфорт-класс. Корректировка проектов произошла либо на стадии начала строительства объектов, либо проектирования. Те проекты, которые «вышли» на рынок, были начаты до кризисных времен.
Затронул кризис и жилье комфорт-класса — монолитно-каркасные дома в спальных микрорайонах. Это связано с тем, что массовое панельное домостроение большинству застройщиков было не доступно уже 2−3 года назад. Чтобы получить разрешение у городских властей на строительство панельных домов, нужно было очень и очень постараться. Соответственно застройщики были вынуждены строить в спальных микрорайонах чуждый им формат жилья комфорт-класса.
Впоследствии ввиду экономической ситуации ограничения для коммерческих застройщиков по крупнопанельному домостроению были сняты. С этого времени мы наблюдаем в Минске массовое строительство панельных домов негосударственными застройщиками. Это те несостоявшиеся дома комфорт-класса, которые были перепроектированы. Поэтому в столице, например, появились панельные дома Солигорского, Мозырского, Гродненского, Минского ДСК, тогда как ранее преобладала панель МАПИДа.
Как бы странно это не звучало, но меньше всего от кризиса пострадало жилье эконом-класса. Это обусловлено тем, что люди, имеющие неплохой достаток, в кризис стали зарабатывать меньше. Но потребность в покупке квартиры у них не исчезла. Из-за дефицита денег им пришлось приобретать жилье эконом-класса. То есть фактически застройщики жилья эконом-класса получили дополнительных покупателей, на которых не рассчитывали.
Естественно, цены на жилье снижались во всех классах. Но если падение цен в проектах бизнес-, премиум- и комфорт-класса не приводило к увеличению количества продаж, то в эконом-классе цена хоть и падала не так динамично, однако сделки совершались более активно.
Загородный рынок живет за счет недорогих домов в пригороде Минска и дач
Владимир Чернушевич, директор АН «Загородный дом и квартирный центр»: