— Мы подготовили полтора десятка предложений: среди них были как кардинальные изменения, предложенные к внесению в регламент генплана, так и менее существенные инициативы. Те предложения, которые кардинально ничего не меняют, «Минскградо» принимал без возражений, в то время как радикальные инициативы не вызвали поддержки со стороны чиновников. Никто не хочет брать на себя такую ответственность. Но я бы не сказал, что это принципиальный отказ.
Среди предложений, поддержанных УП «Минскградо»:
1. Прописать в регламенте генплана важность экологической функции ландшафтно-рекреационных зон (Далее — ЛР) и уточнить, что под ней подразумевается. До сих пор ЛР рассматривались как «неосвоенные» территории, то есть перспективные с точки зрения застройки.
2. Не разрешать размещение автомобильных парковок на территории ЛР.
3. Ограничить количество капитальных строений до 5% территории ЛР-1 — к этой категории принадлежит большинство центральных парков города. До сих пор регламент генплана допускал в ЛР-1 наличие капитальных строений на 5−7% от территории.
4. Занять растительностью прогулочные парки спальных районов не менее чем на 80%. До сих пор регламент допускал неоднозначную норму, активисты предложили ее ужесточить. «Если предусмотрены какие-то исключения, они должны быть юридическим языком изложены в регламентах генплана», — пояснил Григорий Федоров.
5. Запретить размещение развлекательных центров в лесопарках, поскольку это подразумевает вырубку большого количества деревьев.
6. Запретить размещение гостиниц и жилых домов на всех территориях ЛР.
7. Запретить возведение капитальных строений на территории природных заказников.
8. Ужесточить требования к размеру территорий новых парков.
Члены гражданского объединения поясняют: поддержка «Минскградо» еще не означает принятия данных инициатив Мингорисполкомом. Это лишь первый этап согласования. В дальнейшем предложения будут рассмотрены вышестоящими чиновниками.
Кроме того, «Минскградо» частично поддержал предложение по изъятию из генерального плана подзон ЛР-1', в которых по регламенту допускается строительство объектов, требующих вокруг себя природное окружение. В число таких объектов входят, например, гостиницы и больницы. Принадлежность территорий парка 40-летия Октября к этой спорной категории привела к городскому конфликту вокруг вырубки зеленых насаждений и строительства гостиницы «Пекин».
— Если почитать регламент, становится ясно, что имелось в виду совершенно другое, - комментирует Григорий Федоров. - Регламент говорит, что вокруг существующих гостиниц, больниц и других объектов должен существовать парк, который будет считаться ландшафтно-рекреационной зоной и охраняться государством. С гостиницей «Пекин» все вышло наоборот: взяли парк, уничтожили половину деревьев и посадили внутрь гостиницу. Поэтому мы предлагали изъять ЛР-1' из регламента, чтобы истории, аналогичные застройке парка 40-летия Октября, больше не повторялись.
«Минскградо» не поддержал инициативу полностью, но предложил сократить территории ЛР-1' до 5% от площади ландшафтно-рекреационных зон, что в будущем позволит сохранить больше лесопарков.
Некоторые инициативы не нашли поддержки у мастерской генерального плана Минска. Так, активисты требовали запретить помечать территории ЛР на генплане «звездочками», то есть придавать им статус территорий «перспективного освоения». Принадлежность ландшафтно-рекреационных зон к этой спорной категории допускает возможность изъятия этих зон из ландшафтно-рекреационной карты города на стадии детального планирования. Как отмечают активисты, если отбросить все территории, помеченные в генплане «звездочками», зеленых зон в Минске практически не останется. Наличие такой категории создает обманчивое впечатление, что у Минска есть «зеленые легкие».
Кроме того, активисты требовали определять тип и параметры территорий ЛР исключительно на уровне генерального плана, а не детального, как это принято сейчас, поскольку детальный план является документом для служебного пользования, который недоступен для жителей города. Наконец, инициативная группа требовала огородить природные заказники города, но не закрыть для доступа граждан. Эти инициативы не нашли поддержки у чиновников «Минскградо», однако в будущем инициативная группа собирается отстоять интересы города перед его властями и не считает, что пункты, отклоненные «Минскградо», закрыты для обсуждения.
По мнению активистов, если бы их гражданские инициативы были приняты чиновниками раньше, удалось бы избежать проблемной застройки водно-зеленого диаметра, которая сейчас так будоражит горожан:
— Не было бы отеля «Кемпински», дома «У Троицкого», жилой застройки возле Национальной библиотеки, гостиницы «Пекин» в парке 40-летия Октября, — отметил Денис Кобрусев. — У жителей было бы больше юридических оснований для того, чтобы остановить это. Градостроительные конфликты начались с 2011 года, и шли валом на протяжении 2012−2013 годов, каждые 2 месяца возникала новая инициативная группа, новый конфликт, это все освещалось в СМИ, и в результате власти города изменили подходы к освоению городских земель. Если раньше участки застройщикам предоставлялись по непонятным темным схемам, то сейчас эта процедура прозрачна: она происходит исключительно на основании детального плана и по результатам аукциона. Иными словами, гражданский активизм принес свои плоды.