Эти и другие вопросы журналист портала Realt.by обсудила с экспертом рынка Александром Ванковичем.
Какова судьба новых проектов в условиях кризиса
— Текущая ситуация негативно отразилась не только на реализации новых проектов 2015 года, но и в целом на всех проектах застройщиков. Естественно, что в более тяжелой ситуации оказались те застройщики, у которых так называемый запас прочности поменьше, — говорит Александр Ванкович.
Вместе с тем, организованные в последнее время застройщиками по своим объектам экскурсии подтверждают, что потенциальные покупатели проявляют интерес к проектам. Они приходят на стройки, смотрят объекты, задают вопросы. Чувствуется их заинтересованность в приобретении жилья, да и деньги у них есть, добавляет эксперт рынка.
— Чтобы не быть голословным, могу сказать, что у некоторых застройщиков в апреле — мае было заключено довольно много договоров. Конечно, большинство покупателей предпочли так называемые «мягкие» условия покупки жилья с внесением минимального взноса и наличием максимального срока рассрочки платежа. Но факт остается фактом: люди готовы покупать, — уточняет Александр Ванкович.
Хотя, как отмечает аналитик, на сегодняшний день цена квадратного метра на рынке новостроек в Минске фактически стабилизировалась. Застройщики дальше не снижают цены, они просто немного корректируют условия продажи: где-то увеличивают срок рассрочки платежей, где-то делают скидку при одновременной полной оплате и т. д.
По мнению эксперта рынка, сегодня новые проекты по сравнению даже с начатыми год назад находятся в более выигрышной ситуации. К ним проявляется больший интерес со стороны потенциальных покупателей хотя бы потому, что они новые. А перед тем, как начинать новый проект, любой застройщик изучает существующее предложение. Таким образом, он имеет возможность создать в новом проекте ряд преимуществ, которых не было в уже существующих.
В каждом новом проекте есть своя неповторимая изюминка, предложено новое интересное проектное решение либо дворовых территорий, либо мест общего пользования в доме и т. д. Такими решениями застройщики новых проектов «перетягивают» большую часть потенциальных покупателей на свою сторону. Эти проекты становятся для них более интересными.
Стоит ли сегодня входить в строительство на начальном этапе?
Сегодня никто не может с полной уверенностью сказать, как будут идти продажи в том или ином проекте. Здесь многое будет зависеть от правильно организованной рекламной кампании, позиционирования объекта на рынке, репутации застройщика и других факторов.
— Сегодня на рынке есть 5−6 крупных стабильно работающих компаний. Если вы подумываете о приобретении квартиры на начальном этапе строительства, то логичнее было бы иметь дело именно с этими компаниями, — высказывает свою точку зрения эксперт рынка.
Сложно сказать, какие изменения произойдут в экономике страны и на рынке недвижимости через 2−3 года. Именно на такой срок, а в отдельных случаях и более длительный, рассчитаны некоторые проекты.
— Люди, вступающие в строительство, анализируют ситуацию и просчитывают все возможные риски. Для многих покупателей большое значение имеет месторасположение объекта. Они готовы годами ждать начала строительства дома в каком-то конкретном районе, чаще всего там, где жили ранее, — говорит эксперт.
При этом специалист добавляет, что сегодня разумнее вступать в строительство объекта в престижном районе, пусть даже со сроком сдачи объекта через 2−3 года. Потому что сейчас эти квартиры могут разобрать, а новые дома рядом могут и не появиться. Уже сегодня в городе ощущается острый дефицит площадок в привлекательных местах.
Кто выигрывает в кризис
По мнению Александра Ванковича, сегодня в более выгодной ситуации находятся компании, строящие панельные дома. До декабря прошлого года для большинства людей при выборе жилья, причем в равных пропорциях, учитывались такие факторы, как цена объекта, качество строительства и репутация застройщика.
В 2015 году критерии выбора жилья значительно изменились. Тип строительства (монолитный либо каркасный) при выборе квартиры ушел на второй план. Сейчас в первую очередь учитываются цена объекта и репутация застройщика. Вступая в строительство на этапе котлована или коробки у известного надежного застройщика, люди уверены в том, что они своевременно получат свое жилье.
Себестоимость панельного домостроения, которая сложилось на уровне $ 500−600, по сравнению с монолитным каркасом ($ 800−900) существенно ниже, поэтому у застройщиков остается пространство для ценовых маневров. «Из-за невысокой себестоимости „панельки“ находятся в более выгодном положении. Но люди, которых заботит качество их жилья, все равно отдают предпочтение монолитным домам», — высказывает свою точку зрения Александр Ванкович.
Что касается монолитного домостроения, то в этом сегменте продажи идут тяжелее. Это несмотря на то, что многие дома реализуются уже по $ 1000/кв.м. Цена этих объектов может снизиться не более чем до $ 900/кв.м, то есть фактически до себестоимости.
— Сегодня на рынке цены стабилизировались. Даже в самой критической ситуации минимальная цена квадратного метра в монолитном доме с не самым удачным расположением на стадии котлована не может быть ниже $ 900. Объекты на относительно высокой стадии готовности и в хороших районах реализуются стабильно по цене от $ 1200/кв.м, — добавляет эксперт рынка. — Единственное, что в летние месяцы (июнь — середина августа), когда на рынке наблюдается традиционное сезонное затишье, некоторые застройщики могут снизить цены примерно на $ 50/кв.м по сравнению со сложившимися на сегодняшний день. Но не факт, что, снизив цену, удастся привлечь покупателей.
Свою точку зрения эксперт обосновывает тем, что ни акции, ни скидки не могут повлиять на выбор жилья человеком, если ему не нравится место.