
— Послепродажный контроль качества в Беларуси сегодня скорее исключение, нежели практика. Но он дает независимую обратную связь и позволяет посмотреть на ситуацию глазами уже незаинтересованного клиента. Здесь появляется возможность увидеть себя со стороны. То есть, если есть какие-либо претензии к агентству, и они повторяются систематически, то это повод для размышления, притом плата за это относительно невелика. Если приглашать к себе специалиста по анализу бизнес-процессов или по исследованию корпоративной культуры и созданию системы мотивации, то это будет дорогостоящим мероприятием. Грубо говоря, цена данного комплекса работ начинается от $ 3 000. А здесь, за относительно небольшие деньги, можно получить стабильный поток мнений и выявить свои слабые места. Это первое, что приобретает агентство — взгляд на себя со стороны. В это же время те агентства, которые не готовы работать с отзывами (считают, что негативных отзывов будет больше) — не уверены в собственных силах и не заинтересованы в том, чтобы выявить какие-то проблемные места.
Второе, что следует помнить: человек, принимая решение, невольно ищет подтверждение его правильности. Поэтому сайты отзывов набирают все большую популярность. А люди, зайдя на такой сайт, могут получить определенное представление о том, с кем им предстоит работать. Я считаю, что компания должна отвечать на любой отзыв, как отрицательный, так и положительный. Если отзыв положительный, то она должна поблагодарить своего бывшего клиента, за то, что он оценил ее усилия и что нашел время этот отзыв оставить. Если отзыв отрицательный и не удалось исправить ситуацию, то необходимо извиниться перед клиентом и признать свою неправоту либо изложить свою точку зрения на сложившуюся ситуацию.
Есть еще один существенный момент. Психология людей такова, что по своей инициативе он скорее напишет негативный отзыв, нежели позитивный. А когда компания предоставляет своих клиентов централизовано, как в службе контроля качества, то в любом случае положительных отзывов будет больше. Как ни странно, даже если фирма не уверена, хороший о них напишут отзыв или плохой, то соотношение хороших отзывов в ее пользу будет выше, чем в ситуации, если бы организация вообще отказалась от сотрудничества.