— А вообще, сколько я себя помню, все время говорят, что в Минске не хватает места, скоро наступит коллапс. Не будет такого! Я не пессимист в этом отношении. На мой взгляд, город способен к саморегуляции.
— Но некоторые последствия перенаселенности мы наблюдаем в городе уже сегодня. Очень часто вспыхивают споры вокруг уплотнения. Что это, если не перенаселенность?
— Знаете, сегодня любая стройка, в любом месте города вызывает негативную реакцию жильцов, которые там уже обосновались. Это абсолютно естественно, потому что человек привык там жить, у него есть свой двор, подчас гаражи или сараи, место, где он выгуливает собаку, и эта ситуация его устраивает. Конечно, любое уплотнение сегодня нарушает некий комфорт жизни давних жителей этого района. Существуют градостроительные критерии, и они не должны нарушаться. Как в одну, так и в другую сторону. Если профессионалы делают градостроительное обоснование нового строительства, то они за него отвечают, включая все аспекты дополнительного развития территории.
Но еще я хочу сказать, что нужно ответственно, серьезно работать с теми людьми, которые живут вблизи этих строек. Им надо объяснять, надо делать их своими союзниками, их мнения надо выслушивать, в конце концов, и приводить ответные аргументы. Это дело застройщиков. Будь это частные девелоперы или городские власти — они должны работать с населением. Ведь против качественного улучшения жизни территории вряд ли кто-то будет возражать.
— Мы поговорили о проблемах спальных районов. Но, согласитесь, в центре они тоже есть. Недостаток парковочных мест, транспортный коллапс, постоянные пробки. Не пора ли покончить с этой сегрегацией Минска на деловой центр и спальные окраины?
— Да, такая проблема существует. Центр города перенасыщен деловыми объектами, и естественно, вынос административных зданий немного дальше от центра решает эту проблему. Во-первых, разгружает город, а во-вторых позволяет достаточно комфортно существовать тем людям, которые там работают. Если есть хорошие подъезды, есть возможность организации парковочных мест, инвесторы относятся к таким проектам достаточно позитивно.
Центр города перегружен. Не хватает трафика, не хватает парковок. Могу привести пример с нашим бизнес-центром Royal Plaza. Там предусмотрена плоскостная парковка на 189 машиномест. Бизнес-центр еще не в полную силу эксплуатируется, а она уже занята автомобилями, ведь рядом находятся существующие офисные здания. Значит, вопрос в организации работы парковки. Целесообразно будет использовать и смежные автостоянки, которые строятся. В то же время надо учитывать, что в настоящее время уже существующие платные парковки пока пустуют.