В случае, когда у дома нет собственников, то мы вначале разыскиваем возможных наследников, после обращаемся в суд по месту нахождения жилого дома. Если наследники так и не были найдены, то дом признается выморочным, то есть без наследников. В таком случае он переходит в коммунальную собственность, после чего мы принимаем решение о продаже, то есть выставляем на аукцион. Если покупателей на освободившийся участок нет, то мы предлагаем его людям, которые стоят в очереди на улучшение жилищных условий.
Что касается цен, то, например, в Смиловичском районе цена участка может достигать $ 10 тыс., в нашем Червенском районе участок может стоить $ 5 тыс. В год в нашем районе покупают около пяти участков земли с заброшенными домами. Это очень мало. Чаще всего сделки происходят между владельцем и покупателем, без нашего участия. В нашем районе на сегодня выявлено 30 ветхих домов, подлежащих сносу. За первое полугодие 2014 года было снесено 15 домов.
Алексей Олихвер, председатель Воропаевского сельского совета:
— Есть случаи, когда покупатель есть, а наследнику безразлично, что будет с домом и участком. Тогда наследник пишет разрешение исполкому распоряжаться домом по его усмотрению. Тогда все просто: организовывается аукцион и участок продается. Если же, например, покупатель — это житель района, в котором находится дом, и у него нет жилья, то участок ему продается без аукциона.
В Воропаевском сельском совете зарегистрировано 65 домов. В моей практике было достаточно случаев, когда участки, но уже без домов, продавались на аукционе. В прошлом году в нашем районе было куплено два участка, в этом году восемь человек приезжали, но пока никто ничего не покупал.