Усадебная застройка в этих условиях должна стать прерогативой аукционных торгов либо строительства на прилегающих территориях: в населенных пунктах, в городе-спутнике (Жабинка). Это территория 10−20-километровой доступности, а вдоль железнодорожных линий — до 30−40 км. Уже изготавливается схема пригородной зоны Бреста.
«Нет» безликим »панелькам»
— Наступаем на те же грабли, — сказал начальник управления архитектуры и градостроительства горисполкома Николай Власюк. — Застраиваем город «панельками», которые через 30−40 лет станут очередной проблемой. Ничего не имею против панельных домов, но необходимо многообразие. Можно, конечно, креативно покрасить фасады, как мы начали делать в районе «Лагуны». Но это лишь полумера — необходимо, чтобы и архитектура была разнообразной. Нужно переходить на другую застройку жилых районов: квартальную, среднеэтажную. Как пазлы из различных кубиков, «собирать» районы, чтобы они имели свою отличительную архитектуру.
Сегодня первые попытки уже есть. В новых панельных домах предусмотрена безбарьерная среда без пандусов. Человек с улицы попадает в подъезд и на лифте поднимается на уровень первого этажа. «Брестжилстрой» строит 4-этажный панельный дом с лифтами, с пониженной теплопроводностью стен. Но этого в современных условиях недостаточно. Примеры трансформации «панелек» в современную инфраструктуру можно позаимствовать не только в таких странах, как Швеция или Финляндия, но и в Минске, у «А-100».
Главный архитектор города предложил подумать, как ввести мораторий на серии однообразных 10-этажных панельных домов («Завтра ставим точку — и делаем другие серии»). Руководитель признал, что в одиночку не получится переломить ситуацию. Он рассчитывает на поддержку в том числе депутатов.
Как улучшат транспортную доступность?
На маршрутном такси из одного района в другой (например, с Речицы на Юго-Запад или на Восток) часто приходится добираться больше часа, блуждая по переездам, закоулкам. В то же время в Бресте есть крупный железнодорожный узел. И расположение железнодорожных путей таково, что они делят город на части и препятствуют мобильному передвижению. Как сделать, чтобы это препятствие стало пользой для города?
Ответ дает Стратегия. Для этого можно развивать в будущем (возможно, не в ближайшие 10 лет) тот же рельсовый транспорт. Он позволит «собрать» жителей из пригородов и за 10−15 минут довезти не только на Брест-Центральный, а в любую часть города, например, на Брест-Восточный, Брест-Южный, Брест-Северный, Полесский. Предлагается сделать там транспортно-пересадочные узлы с объектами торговли, перехватывающими парковками. И маршруты проложить через эти кольцевые мини-вокзалы (вместо транзита через весь город и его центральную часть). Для этого нужно разработать схему развития общественного транспорта, просчитать людские потоки и финансы. Эта тема должна глубоко разрабатываться специалистами.
Стратегия — о «зеленом каркасе»
Идея зеленого каркаса Бреста, которая настойчиво продвигается в последнее время, нашла отражение и в Стратегии. Многое уже делается в центральной части города. Благоустроенные Набережная, городской сад, бульвар Космонавтов, а также крепость, парк, ул. Мицкевича образуют контур малого зеленого кольца с велодорожками, местами для пробежек.