Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Регистрация

«Хватит строить „панельки“!» Главный архитектор Бреста рассказал депутатам, как должен развиваться город

11.06.2019 1 1454

30 мая сессия городского Совета депутатов утвердила Концепцию «Стратегия пространственного развития Брест-2050». Наряду с Генпланом города и детальным планом его исторического центра она определяет основные векторы развития города, пишет «Вечерний Брест».

В отличие от Генплана, Концепция — живой, подвижный документ, который утверждает не глава государства, а депутаты, и который можно корректировать в зависимости от потребностей города. Аналогичные Стратегии есть во многих европейских городах, а также на постсоветском пространстве.

Где Брест будет прирастать среднеэтажным жильем?

Строительство многоквартирного жилья в городе, предполагают авторы Стратегии, будет преимущественно вестись в Юго-Западном районе, вдоль улицы Лейтенанта Рябцева с учетом Западного обхода, который планируется открыть в сентябре, а также в Задворцах, в районе Красного Двора и вдоль основных магистралей — Варшавского шоссе и ул. Московской. Застройка будет достаточно плотной, среднеэтажной и квартальной. Это тренд сегодняшнего дня.

Отмечалось, что население Бреста за 20 лет увеличилось не столь значительно, а город «расползается», становится сложно аккумулировать средства для его содержания и благоустройства. В связи с этим предлагается поискать резервные участки: в местах бывших промзон, на невостребованной территории некоторых учебных заведений (к примеру, на Речице). Возможно, в отдельных местах будут пересмотрены с учетом существующих нормативов санитарно-защитные зоны предприятий.

— Плотность застройки в городе неоднородная, — подчеркнул главный архитектор области Александр Жарков. — В заречной части проживает порядка 120 тыс. человек. А на Киевке, которая обладает огромным потенциалом с точки зрения транспортной доступности и ресурсов, наоборот, низкая плотность застройки. Но к каждому месту надо подходить индивидуально, с процедурой общественного обсуждения. Уплотнение застройки должно компенсироваться дополнительными благами для людей — созданием детских площадок, зеленых зон.

Усадебная застройка в этих условиях должна стать прерогативой аукционных торгов либо строительства на прилегающих территориях: в населенных пунктах, в городе-спутнике (Жабинка). Это территория 10−20-километровой доступности, а вдоль железнодорожных линий — до 30−40 км. Уже изготавливается схема пригородной зоны Бреста.

«Нет» безликим »панелькам»

— Наступаем на те же грабли, — сказал начальник управления архитектуры и градостроительства горисполкома Николай Власюк. — Застраиваем город «панельками», которые через 30−40 лет станут очередной проблемой. Ничего не имею против панельных домов, но необходимо многообразие. Можно, конечно, креативно покрасить фасады, как мы начали делать в районе «Лагуны». Но это лишь полумера — необходимо, чтобы и архитектура была разнообразной. Нужно переходить на другую застройку жилых районов: квартальную, среднеэтажную. Как пазлы из различных кубиков, «собирать» районы, чтобы они имели свою отличительную архитектуру.

Сегодня первые попытки уже есть. В новых панельных домах предусмотрена безбарьерная среда без пандусов. Человек с улицы попадает в подъезд и на лифте поднимается на уровень первого этажа. «Брестжилстрой» строит 4-этажный панельный дом с лифтами, с пониженной теплопроводностью стен. Но этого в современных условиях недостаточно. Примеры трансформации «панелек» в современную инфраструктуру можно позаимствовать не только в таких странах, как Швеция или Финляндия, но и в Минске, у «А-100».

Главный архитектор города предложил подумать, как ввести мораторий на серии однообразных 10-этажных панельных домов («Завтра ставим точку — и делаем другие серии»). Руководитель признал, что в одиночку не получится переломить ситуацию. Он рассчитывает на поддержку в том числе депутатов.

Как улучшат транспортную доступность?

На маршрутном такси из одного района в другой (например, с Речицы на Юго-Запад или на Восток) часто приходится добираться больше часа, блуждая по переездам, закоулкам. В то же время в Бресте есть крупный железнодорожный узел. И расположение железнодорожных путей таково, что они делят город на части и препятствуют мобильному передвижению. Как сделать, чтобы это препятствие стало пользой для города?

Ответ дает Стратегия. Для этого можно развивать в будущем (возможно, не в ближайшие 10 лет) тот же рельсовый транспорт. Он позволит «собрать» жителей из пригородов и за 10−15 минут довезти не только на Брест-Центральный, а в любую часть города, например, на Брест-Восточный, Брест-Южный, Брест-Северный, Полесский. Предлагается сделать там транспортно-пересадочные узлы с объектами торговли, перехватывающими парковками. И маршруты проложить через эти кольцевые мини-вокзалы (вместо транзита через весь город и его центральную часть). Для этого нужно разработать схему развития общественного транспорта, просчитать людские потоки и финансы. Эта тема должна глубоко разрабатываться специалистами.

Стратегия — о «зеленом каркасе»

Идея зеленого каркаса Бреста, которая настойчиво продвигается в последнее время, нашла отражение и в Стратегии. Многое уже делается в центральной части города. Благоустроенные Набережная, городской сад, бульвар Космонавтов, а также крепость, парк, ул. Мицкевича образуют контур малого зеленого кольца с велодорожками, местами для пробежек.

Среднее кольцо создают форты и фрагменты фортификации, которые были построены вокруг Бреста в XIX—XX вв. и сохранились на Речице, Дубровке, Березовке, в Южном, на ул. Сябровской. Эти форты рассматриваются как потенциальные парки, рекреационные зоны в жилых районах.

И третье кольцо — вдоль Северного обхода вокруг Бреста. Через эти три кольца проходит водно-зеленый диаметр — река Мухавец, которая соединяет («нанизывает») зеленые коридоры. Это дает понимание, что развивать парки надо не изолированно друг от друга, а как часть зеленого каркаса.

Пушкинская — для пешеходов

Благодаря строительству Западного обхода и реконструкции Кобринского моста центр города фактически разгрузился от транзита. Как явствует из Стратегии, эта часть города будет все менее комфортной для транзитного транспорта, пока он оттуда не уйдет совсем. Одновременно будет появляться больше пешеходных улиц и развиваться велосипедное движение.

Первой пешеходной улицей (не только в Бресте, но и в республике) стала Советская. Теперь уже говорится о пешеходной Набережной. А на очереди — ул. Пушкинская.

Источник информации и фото: Вечерний Брест

Есть что сказать?
Читать:

Эксклюзив Realt.by

Витрина

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...