Прогнозы бизнеса на 2018 год: «раскатывать губу не стоит — $ 500 зарплаты получат не все», «богатые будут богатеть, а бедные — беднеть», «ждем революцию в сфере ЖКХ»
До конца 2017 года осталось совсем немного. Самое время подвести итоги и сделать прогнозы на будущие 12 месяцев. Мы попросили бизнесменов и экономистов поделиться своими мыслями на этот счет. Свое мнение согласились высказать Андрей Гусаров, директор компании Gusarov Group, Леонид Заико, политолог и экономист, а также Александр Патутин, руководитель Центра поддержки предпринимательства «Деловые медиа», основатель республиканских отраслевых конкурсов «Лучший строительный продукт года».
«Мы прошли достаточно качественный кризис. Теперь наступает время возвращения к исходной позиции. На это может уйти лет 15»
Леонид Заико, политолог и экономист:
— 2017 год был очень противоречивым. Большинство хозяйственных субъектов, экономистов думали, что рецессия будет идти дальше, но эти прогнозы оказались ошибочными. Беларусь в 2015—2016 гг. столкнулась с глубочайшим кризисом, когда ВВП и производство упали на 38%. То, с чем столкнулись страны постсоветского пространства в 1992—1993 годах, с нами произошло только через 20 лет. Это все из-за иллюзии исключительности. Когда к власти пришел Президент, было создано иллюзорное понимание ситуации. Целью было поставлено сохранение производства. Тогда, в году 94-м, Президент сказал о заводе «Горизонт»: «Лучше я буду платить по $ 200 тысяче работников, чем по $ 1000 двумстам работникам. Недавно я был в здании завода «Горизонт». Оно пустое. Там нет ни телевизоров, ни сотрудников.
Если рынок будет нормально работать, то богатые будут богатеть, бедные — беднеть
Теория о том, что можно держать много дешевой рабочей силы, была ошибочна. Конкурентное производство предполагает все-таки высокооплачиваемую рабочую силу и сокращение доли живого труда. Эта ошибка задержалась в связи с позитивными нефтяными ожиданиями. У нас до 40% экспорта была нефть и нефтепродукты. В результате мы вышли на кризисную ситуацию и получили все по полной программе — ВВП упал почти на 40%. Мы прошли достаточно качественный кризис. Теперь наступает время возвращения к исходной позиции. На это может уйти лет 15.
Если рынок будет нормально работать, то богатые будут богатеть, бедные — беднеть. Мы приходим к состоянию, когда динамика отраслей будет зависеть от того, кто и как работает. Если раньше строительство «сидело» на дешевых кредитах населению, то сейчас только половина жилья строится за счет кредитов. Исчезает трухлявая психология накачивания экономики чужими деньгами. Будет наблюдаться дифференцированная картина. Пока из всего этого хорошо выходят банки. Их прибыль составляет до 35%. В сельском хозяйстве она была минусовая, теперь 2−3%, в промышленности держится на уровне 7−9%. С такой прибылью вести накопления невозможно. Надеяться на качественные изменения и инвестиционные решения не стоит. Это процесс медленного выхода с кладбища.
По моим данным, в стране строят жилье за $ 360 за «квадрат» при средней зарплате $ 420, а продают за $ 1000
Что касается ставок на кредиты на недвижимость, то я считаю, что это ни о чем хорошем не говорит. У нас цены на квартиры сильно завышены. Например, я в этом году купил квартиру за границей на берегу моря за $ 20 тыс. Сейчас там в новом доме можно купить квартиру и за $ 15 тыс. Я уже много раз говорил, что цена «квадрата» должна быть такой же, как и средняя зарплата. По моим данным, в стране строят жилье за $ 360 за «квадрат» при средней зарплате $ 420, а продают за $ 1000.
Наши журналисты не образованы. Они пишут, что доллар начал расти, но так неправильно рассуждать. Это не доллар растет, это рубль по отношению к доллару падает. За последнее время рубль немого упал, но я считаю, что это в рамках допустимого. Я уверен, что Национальный банк будет делать все, чтобы поддерживать рубль в стабильности. Чем лучше будут обстоять дела с нашим экспортом, тем меньше мы будем интересоваться соотношением рубля и доллара. Я бы не сказал, что сейчас ситуация с экономикой плохая. Я бы назвал ее разумной.
Я бы советовал всем искать новую профессию, становиться IT-шниками, не сидеть на месте
По поводу прогнозов на 2018 год, то каждого будет ждать свое. Надеяться, что мы все вместе получим по $ 500 зарплату, не нужно. Есть оживление в промышленности, думаю, оно сохранится. Вполне можно ожидать прироста в 2−4%, но это немного, так что раскатывать губу не стоит.
Я бы советовал всем искать новую профессию, становиться IT-шниками, не сидеть на месте. Не надейтесь, что ваши проблемы будет кто-то решать. Нужно быть мобильными, не думать, что вся ваша жизнь пройдет в Минске. По поводу квартирного вопроса: покупать квартиры за $ 1000 за «квадрат» — это безумие. Тем более, не понимаю людей, которые купили квартиры за $ 1 млн в доме «У Троицкого».
Также предположу, что в будущем году произойдет экономическое оживление, бизнес станет дышать ровнее, усилится конкуренция на внутреннем рынке за счет массированной экспансии российских и казахских товаров. Падает доля нашего национального производства на внутреннем рынке. Через 3−4 года наша аграрная продукция будет неконкурентной.
«У нас государство толкает людей на то, чтобы они просто хоть где-то работали и зарабатывали на еду»
Андрей Гусаров, директор компании Gusarov group:
— 2017 год был хорошим для тех, кто работал. Неэффективные бизнесы, которые 15−20 лет работали по накатанной схеме, продолжают закрываться. Компании, в которых раньше работало 100−150 человек, сейчас сокращают штат сотрудников до 20−30 человек — избавляются от лишнего «жира».
По поводу подросшего курса доллара — это обычное сезонное обострение, ничего страшного не произошло. Это нормальный коридор хождения валюты в рамках свободного плавания.
После того, как убрали нули, цены в рознице сразу выросли. Можно привести в пример билеты в кино. Раньше они стоили Br6, теперь Br8,5. Аренда зала подорожала? Нет. Просто везде выросли цены.
Будущие года два с нашей экономикой ничего не случится, если в мире не произойдет ничего радикального в виде третьей мировой войны или срывов поставок нефти
За 2017 год упала ставка рефинансирования, кредиты стали доступнее. На мой взгляд, это хороший показатель. Думаю, будущие года два с нашей экономикой ничего не случится, если в мире не произойдет ничего радикального в виде третьей мировой войны или срывов поставок нефти. Но если срыв поставок нефти произойдет, тогда все хорошо станет у России, а значит, и у нас. Была информация, что даже с нынешней ставкой рефинансирования валютный кредит обходится бизнесу примерно в 5% годовых. Это доступные деньги, которые позволяют не просто поддерживать компанию на плаву, а эффективно развиваться.
За 2017 год немного выросли зарплаты, при этом у многих компаний наблюдается кадровый голод. Еще в 2016 году люди как-то держались за работу. За этот год я заметил активное хождение кадров, так как их работа перестала являться желанным местом. Народ понимает, что можно менять работу. При этом закрыть нормальные вакансии бывает проблематично. В 2018 году, я думаю, рост зарплат будет идти в таком же темпе, как и в 2017-м.
Как в прошлом году, так и в будущем белорусы будут хотеть уехать из страны. Также они по-прежнему не будут соизмерять свое желание уехать со своими возможностями в другой стране. Например, получив грин-карту США, нужно знать язык, найти работу, придется столкнуться с адаптацией и так далее.
Наконец-то бизнесмены не сидят и не ждут клиентов, а ищут и бегают за ними
Вообще, я считаю, что у нас все хорошо. Не корректно сравнивать нас, например, с Польшей. Мы с ней изначально были в разных положениях. Сравним с Украиной. Там вообще нет среднего класса. Во время каждого кризиса там богатые становятся все богаче, бедные — беднее.
Этот год — преддверие того, что бизнесмены начнут задумываться о том, что они конкурентоспособны. Наконец-то бизнесмены не сидят и не ждут клиентов, а ищут и бегают за ними. Плюс бизнес начал понимать, как использовать рекламу. Пришло понимание, что наружная реклама не работает и что реклама в интернете дороже, но эффективнее.
Далее, в 2017 году открылось меньше компаний, чем в предыдущие годы. Люди узнали, что просто зарегистрировать предприятие, сделать визитки и арендовать офис недостаточно.
У нас государство толкает людей на то, чтобы они просто хоть где-то работали и зарабатывали на еду
Яркой новостью этого года стал закон о тунеядстве. Я поддерживаю его смысл, но против такого некорректного исполнения. Это ненормально, когда матери троих детей приходится унижаться и объяснять, что она физически не может работать, так как у нее дети. Во всех развитых странах, в число которых мы хотим когда-нибудь попасть, есть безусловный доход. Там людям платят за то, чтобы они не бросались на любую работу, а занимались тем, что нравится и в чем ты разбираешься.
У нас же государство толкает людей на то, чтобы они просто хоть где-то работали и зарабатывали на еду. Именно в 2017 году я чаще всего слышал вопрос на собеседованиях от кандидатов на работу у нас: «Будет ли оформление?». Безусловно, мы всех оформляем, но меня поразило, что это первое, что интересует человека. Не его перспективы, а оформление.
«В этом году рост цен замедлился, а инфляция прогнозируется в пределах 6%. Это выше всех ожиданий самого правительства, да и бизнеса тоже. В будущем году, надеюсь, инфляция останется на том же уровне»
Александр Патутин, руководитель Центра поддержки предпринимательства «Деловые медиа», организатор республиканских отраслевых конкурсов «Лучший строительный продукт года», «Лидер энергоэффективности»:
— Наши клиенты — это, в основном, производственные предприятия в сфере строительства, промышленного производства в различных отраслях, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Все они по-разному сейчас себя чувствуют. Те, кто имеет хоть какой-то экспорт, те держатся. Если экспортная часть в продажах велика, то предприятие, как правило, чувствует себя уверенно, развивается. Тем же, кто ориентирован только на внутренний рынок, тяжко. Госпредприятия (не все, но многие) чувствуют себя откровенно плохо, частники более подвижны, но и среди них есть те, кто буквально дышит на ладан.
В будущем году процесс «умирания» и банкротств продолжится
В этом году многие компании просто закрылись. Последние несколько лет они еще пытались держаться на плаву, но в этом году сдались. В будущем году этот процесс «умирания» и банкротств продолжится. Но те, кто находит себе клиентов за рубежом — будут развиваться. Например, «МАПИД» — наш государственный гигант в сфере строительства жилья. Сейчас строит жилье и административные здания в Вильнюсе, отзывы хорошие. «Белгоспроект», головная проектная организация в стране, нашел заказчиков на проектирование в России.
Те, кто кредитуется сейчас и тем более сидит на экспортной выручке, в гораздо лучшем положении
Перейдем к кредитам. Они стали намного дешевле, ставка рефинансирования упала. Безусловно, это плюс как для физических лиц, так и для корпоративных клиентов. Кредитование людей по более доступным условиям продолжится и в следующем году. Мы видим, что сейчас активно работают такие программы, как карты рассрочек и их аналоги. По сути, это то же кредитование потребителей, но уже не банками, а ритейлом. Проценты по кредиту за покупателя платит ритейл.
Что касается кредитов для предприятий, то ставки упали до рекордных 10−11%, и это огромный плюс. Только вот воспользоваться ими могут немногие: большинство производителей сильно закредитованы еще по прежним условиям. Те, кто кредитуется сейчас и тем более сидит на экспортной выручке, в гораздо лучшем положении.
Ожидания руководителей, что на кризисном рынке можно будет нанять много квалифицированных, но дешевых кадров, не оправдались
В этом году мы видим, что рост цен замедлился, а инфляция прогнозируется в пределах 6%. Это выше всех ожиданий самого правительства, да и бизнеса тоже. В будущем году, я надеюсь, инфляция останется на том же уровне. Это уже сейчас позволило стабилизировать финансовое положение многих производителей. Для страны это архиважно, ведь именно производители — мотор экономики, источник получения валюты в страну. Добавленную стоимость генерят в основном не сервис и не ритейл, а производители.
В уходящем году особенно остро стоял вопрос кадров. Ожидания руководителей, что на кризисном рынке можно будет нанять много квалифицированных, но дешевых кадров, не оправдались. На рынке как не было свободных квалифицированных кадров, так их и нет. Дальше ситуация будет только усугубляться. Опытных специалистов забирают с руками и ногами за хорошие деньги, с каждым годом они становятся только дороже. Малому бизнесу тут очень сложно конкурировать с крупным и еще сложнее — с иностранным, за спиной у которого твердые бюджеты и отлаженные процессы.
В ближайшие два года мы увидим активный приход западных компаний, которые раньше из-за санкций и старых конфликтов между Беларусью и Западной Европой боялись идти в страну. В следующем году мы увидим много новых брендов и компаний. Хотелось бы верить, что в будущие пару лет наших гигантов в таких отраслях, как строительство, машиностроение, энергетика, все-таки купят, как фамильное серебро.
Думаю, можно ожидать в 2018 году определенную революцию в сфере ЖКХ. Уже проанонсировано, что в следующем году будут приняты решения, которые поспособствуют автоматизации процессов учета и регулирования тепла и воды в жилищном секторе. Например, это удаленное снятие показаний счетчиков воды и тепла. 2018 год во многом станет переломным в вопросе ЖКХ, эти процессы уже запущены.