— Каждому девелоперу надо понимать, кто будет его клиентом и каковы его основные потребности, знать текущий и прогнозируемый рынок. Знание этих вопросов даcт ответ на вопрос, какой объект надо строить, чтобы он был успешным. Причем не только в момент его появления на рынке, но и спустя несколько лет, когда появятся конкурирующие проекты, и каждый арендатор будет посматривать в сторону нового, — отвечает на вопрос Константин Каряпин, заместитель директора департамента брокериджа консалтинговой компании Colliers International в Беларуси.
Эксперт говорит о том, что существует много критериев, по которым бизнес-центр может считаться успешным. Однако на первое место он ставит удачное месторасположение объекта — близость к метро и транспортным развязкам.
— В недвижимости место определяет многое. Нам известен очень хороший с точки зрения планировочных решений и инженерной инфраструктуры объект. Но по причине того, что он имеет очень неудобное месторасположение, у него есть большие проблемы с заполняемостью, — уточняет Константин Каряпин.
По мнению эксперта, нередко одним из камней преткновения и причиной отказа в рассмотрении объекта как потенциальной опции является отсутствие вместительного паркинга.
— Современные инженерные системы вентиляции, кондиционирования, освещения и др. — все это уже, скорее, должно присутствовать в бизнес-центре по умолчанию, — добавляет заместитель директора департамента брокериджа Colliers International в Беларуси. — Но тут надо понимать, что эти системы быстро совершенствуются. К примеру, сейчас становятся популярными светодиодные системы освещения, которые позволяют экономить электроэнергию. Есть более современные системы кондиционирования, позволяющие более-менее незатратно переносить их (разветвлять) по кабинетам. Появились системы вентиляции и кондиционирования, встраиваемые в фальш-полах (как и сами фальш-полы по себе), что значительно облегчает разводку сетей и установку вентиляционных лючков в любом месте здания. Но, к сожалению, пока эти новшества у нас не реализованы, хотя могли бы быть преимуществом для арендатора при выборе офиса.
К критериям успешности эксперт также относит наличие объектов питания в самом бизнес-центре или поблизости; слаженную работу службы эксплуатации в здании; хорошую отделку мест общего пользования, гибкую ценовую политику, а также готовность идти навстречу арендатору, учитывая специфику его работы.
Ко всем этим критериям Сергей Войтов, начальник отдела продаж «ТВОЯ СТОЛИЦА. НЕДВИЖИМОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА», добавляет еще один — наличие в бизнес-центре единого собственника.