О частном домостроении и панельный домах
— Минск — единственный город в Беларуси, который растет, в котором повышается покупательская способность, идет процесс урбанизации. Рано или поздно люди перестанут жить в панельных домах, в таких районах, как Малиновка, Курасовщина или Шабаны. Люди, у которых достаток чуть больше среднего, захотят жить за городом. Сейчас туда притягивается и инфраструктура. Постепенно это становится не жизнью в деревне без туалета, а нормальной загородной жизнью жителя столицы в коттеджном домике. Если строить частные дома стоимостью от $ 300 тыс., то будут ли они пользоваться спросом, большой вопрос. Если создавать что-то подешевле, то почему бы и нет.
Каждый город имеет свою историю. В Лондоне, например, эта история связана с понятием «империя мира», миграцией. В Берлине — это история двух городов, где, например, западная часть имеет кардинально отличающуюся от востока архитектуру. Когда страна становится богаче, а доходы населения выходят за определенный уровень, тогда люди начинают хотеть жить в индивидуальных домах, где есть свой огород и где не нужно уплотняться.
Нужно быть готовыми к тому, что новые районы, которые сейчас строятся в Минске и считаются престижными, через поколение станут совсем непривлекательными и будут местами для жизни населения с низким доходом, с определенными социальными проблемами. Люди, у которых высокий доход, будут хотеть жить в своем доме за городом. Такая тенденция наблюдается во всех странах, где наблюдается повышение среднего дохода. Это хорошо видно на примере Польши, где в традиционных спальных районах панельного типа живет меньше всего людей. В восточной Германии в больших городах снесена большая часть панельных домов. Это связано с тем, что заводы автоматизируются, людей с низким доходом становится меньше.
Успешность инвестиций, которые идут в крупные жилые проекты, под большим вопросом, так как неизвестно, что с ними будет через много лет. Поэтому большой вопрос в том, что будет с жильем, которое строит «МАПИД», и для каких оно слоев населения.
Понятное дело, что сейчас такое строительство приносит доход. Еще года 3−4 назад доход от инвестиций в недвижимость в Минске был 6−8%, а некоторых и 10% в год. Это несравнимо с западом, где доход от недвижимости — 1,5%. Такой рост в цене на недвижимость говорил о том, что на этом можно было делать деньги. Сейчас такой доходности нет, рынок меняется. Доходность есть в сегменте элитного жилья, нишевых проектов. Спрос будет смещаться в сторону того, чего еще нет на рынке. Мы не находимся в фазе быстрого роста или индустриализации страны, как это происходило в Турции или Китае последние годы.
В панельных районах будут жить те слои населения, которые не смогут позволить себе ничего другого. Глобализация ведет к тому, что во всех странах есть расслоение общества: те, кто всем владеет и управляет, и те, кто живет в обслуживающем секторе, где большая конкуренция и нет высоких зарплат. Даже в государствах, которые успешно перераспределяют богатства и стараются выравнивать расслоение в обществе, как, например, у скандинавских стран, коэффициент Джини растет каждый год. Поэтому нужно отдавать себе отчет в том, что выбранный для покупки квартиры район через 20 лет будет совсем другим и с другими людьми.