— Конечно, в народе все еще живы некоторые предрассудки. Но большинство квартиросдатчиков расположены к иностранцам, берут их без вопросов и сомнений. У иностранца есть веские причины дорожить своими отношениями с хозяином квартиры. Ему необходимо иметь регистрацию по месту пребывания, которая оформляется только на основании договора найма. Если квартиросдатчик прерывает отношения с иностранным гражданином, то последний теряет свою регистрацию. В случае возникновения конфликтных ситуаций иностранца могут депортировать из страны. Практика показывает, что иностранные граждане — более добросовестные квартиранты, нежели наши соотечественники: все оплачивают вовремя, стараются поддерживать чистоту и порядок в квартире.
Существуют предосторожности, которые уберегут квартиросдатчиков от таких эксцессов, как описано выше, и для этого не обязательно отсеивать потенциальных жильцов по признаку гражданства. Попробую исправить ошибки квартиросдатчика.
Первая ошибка — попустительское отношение к квартирантам. В договоре найма четко прописано, что собственник обязан приходить раз в месяц и проверять состояние своего имущества, заранее предупредив жильцов.
Многие собственники гордятся тем, что не «докучают» жильцам. «Я уже полгода в квартире не был, мне привозят деньги на работу, все вовремя, всё отлично». Проходит еще пара месяцев — квартиранты съезжают, и хозяева кричат «караул!». Оказывается, эти полгода квартиранты методично «убивали» имущество собственника. Поэтому посещать квартиру раз в месяц абсолютно необходимо, дабы не возникало таких ситуаций.
Вторая ошибка состоит в том, что арендодатель не брал залог за имущество, оставленное в квартире. Это самый простой способ защититься от ущерба. Как правило, залоговая стоимость эквивалентна арендной ставке за один месяц. Она находится у квартиросдатчика до конца отношений с клиентом, и в случае, если клиент оплатил все месяцы, все коммунальные счета, нет претензий по испорченному имуществу, залог возвращается ему в руки.
Передачу залога нужно зафиксировать в договоре в графе «дополнительные условия». Да, не все квартиранты легко отдают залог — они просто не верят, что когда-нибудь к ним эти деньги вернутся. Но это заблуждение. Договор имеет юридическую силу как с одной, так и с другой стороны. И, если собственник несправедливо оставил себе залог, можно потребовать его возврата в судебном порядке.
В последнее время квартиросдатчики все реже и реже оформляют залог. Думаю, это связано с тем, что народ сейчас в принципе с трудом готов платить за аренду жилья. Ввиду непростой экономической ситуации хозяева предпочитают «не напрягать» своих квартирантов. В стабильные годы квартиросдатчики в обязательном порядке брали с жильцов залог.
Если собственник не берет залог и верит в честное слово квартиранта, иногда возникает ситуация, аналогичная описанной выше. Но у вашего героя на руках официальный договор найма, заключенный в РСЦ. Если оплачены все налоги, можно смело подавать в суд. В том числе и на российских граждан. Правоохранительные органы наших государств активно сотрудничают в поиске нарушителей.
Но для того, чтобы не быть голословным в суде, собственник должен был прописать в договоре найма с жильцом все имущество, которое предоставляется в пользование квартиросъемщику, указать его технические характеристики и состояние. Для этого составляется приложение к договору, которое именуется актом сдачи-приемки — там должно быть указано всё, вплоть до царапины на паркете. Был бы акт — суд смог бы оценить сумму причиненного ущерба, исходя из характеристик, которые в нем указаны.
Акт к договору не приложен, и это третья ошибка. Если дело дойдет до суда, квартиросдатчику будет проблематично доказать, что имущество было испорчено.
Кроме того, имеет смысл фиксировать передачу денег расписками. Потому что в суде может возникнуть ситуация: одна сторона будет утверждать, что деньги переданы, другая — что нет.