Как позитивный момент в данном сегменте Денис Четвериков отмечает включение Беларуси в проект Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века, разработанный КНР. В процессе реализации в рамках Индустриального парка «Великий Камень» компания China Merchants Group приступила к строительству крупнейшей логистической зоны, исполненной в концепции сухой порт, общая площадь которой составит почти 100 га, а заявленный объем инвестиций — около $ 500 млн. Причем, первые 50 тыс. кв. м объектов складской логистики обещают ввести в эксплуатацию уже до конца текущего года.
Еще позитивные моменты. В первом полугодии 2015 года на расстоянии буквально 1 км от государственной границы РБ и ЕС введен в эксплуатацию транспортно-логистический центр «Брест-Белтаможсервис-2». Центр включает в себя складской комплекс площадью 20,5 тыс. кв. м и административно-хозяйственный блок площадью около 4 тыс. кв.м. Объем инвестиций в комплекс составил $ 28 млн. Уникальность объекта заключается в том, что здесь используется технология безтранзитного перемещения товаров между пограничным пунктом пропуска «Козловичи» и терминалом «Брест-Белтаможсервис-2».
Рынок отелей стал конкурентным, но не более качественным
На рынке отелей, как и в других сегментах рынка коммерческой недвижимости, кризис в экономике совпал с «кризисом перепроизводства». Непосредственно перед Чемпионатом мира по хоккею предложение на рынке увеличилось более чем в 2 раза. Что касается спроса, то количество гостей в отелях за весь 2014 год по сравнению с 2013 годом увеличилось всего на 13%.
— Рынок отелей резко стал конкурентным, но, несмотря на рост предложения, он не стал более качественным. В то время как большинство гостиниц сталкиваются с проблемами по привлечению гостей, некоторые отели заняли определенную нишу и оперируют с загрузкой до 70%. Один из них — трехзвездочный BonHotel, удачно выделяющийся качеством и уровнем сервиса в своем сегменте, — говорит Денис Четвериков. — Конечно, в такой ситуации выигрывает гость. Некоторые отели стараются улучшить качество обслуживания. С начала 2014 года уровень цен в иностранной валюте, к примеру, в сегменте 4−5* снизился на 10%.
Специалист отмечает, что в кризис рынок отелей столкнулся еще с одной проблемой — финансированием строительства. «Некоторые отели, так и не введенные в эксплуатацию к чемпионату, превращаются в долгострои. С одной стороны, к ним применяются санкции, а с другой — банки становятся более разборчивыми к проектам, которые они финансируют», — поясняет Денис Четвериков.
В сегменте общепита активно развивался фаст-фуд
Специалист отмечает, что в кризис бурно развивался сектор фаст-фуда. При этом на рынке не только росло количество уже представленных сетей, но и вышли новые широко известные бренды. В самое ближайшее время готовятся к открытию еще ряд объектов новых сетей. Следует отметить, что именно в этот период McDonald`s впервые в Беларуси разместил ресторан в ТЦ «Галилео».