— Сегодня роль брокера не может ограничиваться только реализацией готовых объектов. Выбирая помещение, арендатор смотрит не только на ставку арендной платы, но и анализирует, насколько оно соответствует его целям, а выбор сегодня по-настоящему большой. Нельзя просто построить здание и нарезать его на квадраты. Например, для того, чтобы создать интересный торговым операторам, арендаторам объект, нужно поработать над его концепцией и архитектурным решением с учётом тенденций, опыта соседних стран и развёрнутого анализа деятельности конкурентов. И в этом обязательно должен участвовать брокер: его многолетний профессиональный опыт, его знание и понимание рынка позволят избежать досадных ошибок. Ежедневно контактируя с представителями различных сфер бизнеса, брокер, как никто другой, может рассказать об их предпочтениях и ожиданиях от объекта, а это возможность быть на шаг впереди, понимать, что будет интересно арендатору через год, два и более.
Вместе со специалистом по управлению проектом брокер должен принимать участие и в проработке технических деталей: в создании объектов инфраструктуры (кафе, фитнес-центр и др., если речь идет о бизнес-центре), в выборе удобной системы навигации по зданию, его внутреннего и внешнего дизайна. Он же может подсказать, какое дополнительное оборудование может потребоваться будущим арендаторам в соответствии с выработанной концепцией. Брокерское подразделение благодаря «близости» к спросу прекрасно ориентируется в динамике арендных ставок, что позволяет быть в вопросах ценообразования на шаг впереди рынка.
У комплексного подхода к созданию проекта есть две взаимосвязанные задачи: для инвестора и девелопера — после вывода на рынок объект должен жить, быть заполненным и генерировать cash flow; для арендатора — создать комфортные условия для бизнеса.
Первым в портфеле проектов, реализуемых комплексно группой компаний, стал бизнес-центр «Красавік». Идея предложить рынку нечто новое, отличное от существующих объектов, воплотилась в его концепции: бизнес-центр «Красавiк» — для бизнеса, который ценит своих сотрудников и развивается сам. Работа с проектом началась на этапе поиска источников финансирования, мы принимали участие в разработке бизнес-плана и проектировании объекта. Сегодня мы приступили непосредственно к брокериджу.
Торговый центр Leto — ещё один интересный проект, работа с которым началась уже на этапе строительства. В результате проведенного аудита и предброкериджа полностью изменился формат торгового центра. Для него была разработана уникальная концепция: центр горячих распродаж. Понимание спроса, контакты с операторами позволили оптимизировать планировочные решения — они изменились кардинально. Фирменный стиль торгового центра, дизайн экстерьера и интерьера прорабатывались с учетом концепции торгового центра.
О том, что мы идём в правильном направлении, говорят первые результаты: помимо названных у нас, в предпроектной проработке есть еще объекты, и не только в Минске. Привлечение разнопрофильных специалистов к созданию проекта наиболее рационально и правильно. Только в этом случае можно создать уникальный объект с долгой историей успеха.