Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

$1.369 м.кв. О проектеРеклама на Realt.by
Регистрация

Тайны Лошицкого парка

05.08.2013 3 6817

Мария Сорока, Мария Сорока

Лошицкий парк — это одно из любимых мест отдыха для жителей Серебрянки, Чижовки и нового микрорайона Лошица. В выходные здесь красуются невесты в пышных платьях, фотографируются молодожёны… В будние отдыхают и взрослые, и дети. Однако мало кто знает, какую долгую и интересную судьбу пережило это удивительное место. Лошица — не просто один из красивейших парков столицы, но и памятник усадебно-паркового искусства XVIIIXIX веков. Хотя первые упоминания датированы ещё XVI веком.

Парк и центральная аллея были заложены графом Станиславом Прушинским. Именно он реконструировал старую усадьбу в знатную резиденцию. С тех пор это место повидало множество хозяев. С 1898 по 1917 года здесь жили Любанские, после революции в Лошице открыли детский дом, потом старинная усадьба стала филиалом института ВАСХНИЛ, во время войны в здании размещался немецкий штаб, после войны это был простой жилой дом, а потом вновь научно-исследовательский институт и филиал художественного музея.

В 2002 году Мингорисполком опубликовал решение «О восстановлении и развитии Лошицкого усадебно-паркового комплекса в городе Минске». В 2006 году художники-реставраторы ОДО «Басталия» совместно с «Минскпроектом» приступили к исследованию и разработке проекта реставрации живописи, лепного декора и печей в интерьерах усадьбы. Реставратор Игорь Кныш много лет и сил положил на восстановление усадебного комплекса. Он знает историю усадьбы, как никто другой. Именно поэтому мы и решили обратиться к нему за комментариями.

— За время существования усадьбы сменилось много хозяев. Каждый раз здание подвергалось всё новой реконструкции. Свою лепту внесли и киношники, которые сняли здесь не один фильм. В данном случае наша работа напоминает работу врачей. Каждый миллиметр стен скурпулёзно расчищался скальпелем. Так открывался один слой росписей за другим. В некоторых помещениях мы насчитали до девяти слоев поздних зарисовок. Раскрытые фрагменты росписей мы фиксируем. Ведь в советское время в некоторых комнатах были росписи даже более сложные и интересные, чем работы XIX века. По завершению проекта мы думаем сохранить фрагменты советского периода в одной из комнат. Хотя, конечно, главная идея — это показать то, как усадьба выглядела ещё во времена Любанских.

— Это, к слову, было удивительное место. Все комнаты усадьбы выполнены в разных стилях. Здесь есть примеры и классицизма, и модерна, и эклектики. Каждое помещение несёт своё настроение. А изразцовые печи и вовсе представляют собой настоящие архитектурные шедевры, которые и сегодня не под силу многим именитым мастерам.

— Много времени уходит на то, чтобы подобрать наиболее подходящие материалы, технику. К примеру, Мария, как на ваш взгляд, что это? — указывая на мраморную стену, поинтересовался реставратор.

— Мрамор, — уверенно отвечаю я.

— А это?

— А это дерево, что же ещё? —  удивляюсь.

— В таком случае у меня для Вас сюрприз — в обоих случаях Вы ошиблись. Стены покрыты венецианской штукатуркой, а потом расписаны. Для того чтобы создать эффект мрамора, многие детали рисуются вручную, корректируется и постоянно совершенствуется техника, разрабатываются новые подходы для каждого помещения… С деревом и вовсе удивительная картина. Суть в том, что эти фрагменты сделаны из гипса, но с помощью красок и кисти, достигается нужный рельеф и окраска. Но это что! Вот двери у нас сделаны из хорошего дуба, однако дерево тщательно зашпаклёвано и покрашено. Рисунок под дерево нанесён уже рукотворно. В таких мелочах просматривается культура и игра XIX столетия.

— В некоторых комнатах совсем ничего не сохранилось. Скорее всего, потому что в то время стены были оклеены шпалерами. Много всего испробовали, но как бы мы ни пытались придумать что-то лучше, чем сегодня продаётся в магазине, не получается… Чтобы мы не сделали, потом всё равно скажут, что шпалеры купили в магазине. Поэтому было решено сделать лишь образы этих обоев. За узор мы взяли работы Уильяма Морриса. Это английский поэт, художник, издатель и социалист. В своё время он открыл несколько фирм по изготовлению декоративных предметов. Отличился тем, что всё делал и расписывал вручную. В Лондоне он построил дом — воплощение своих идей и идеалов. В здании всё до мелочей сделано вручную. Помимо декоративных предметов он выпускал и рукотворные обои. К слову, тогда уже работали обойные фабрики, где товар был значительно дешевле, чем у мастера, но он смог выдержать конкуренцию. Образы обоев мы также рисуем вручную. Вот тут Вы можете увидеть, как художник наносит извод шпалер на стену.

— В комнатах на втором этаже стены выглядят проще, однако мы должны понимать, что это всего лишь голые стены, а XIX столетие отличается тем, что помещения были перенасыщены картинами, мебелью и предметами быта. Если бы Вы увидели комнату в полном убранстве, сразу стало бы понятно, что сложный орнамент на стенах здесь совсем ни к чему.

— Известно, что каждый памятник несёт в себе тайну, которая с течением времени только возрастает. Так, в Несвиже и Мире ходят легенды о том, что Радзивиллы прокопали подземные ходы между городами, по которым можно было проехать даже на коне. В Лошице же до сих пор ходят слухи про таинственное окно. Находится оно на южном фасаде усадьбы. Издалека совершенно обычное, ничем не приметное. Однако, если приглядеться, то замечаешь странную вещь — вместо стекла в раме виднеются кирпичи и штукатурка. Изнутри и вовсе ни намёка на окно… Существует легенда о том, что жена пана Любанского Ядвига Киневич выпрыгнула из этого окна, убежала из дому и утонула в водах Свислочи. После такой утраты пан решил заложить окно.

— Мы решили проверить, так ли оно на самом деле. Сделали зондаж, оказалось, нет. Исследование показало, что окна не было в усадьбе изначально. Тайна осталась тайной… Для чего была сделана эта «фальшивка», до сих пор не известно. А вот многое другое удалось почерпнуть из мемуаров брата Ядвиги Киневич. Благодаря его записям раскрылась настоящая версия смерти последней хозяйки. Девушка часто теряла сознание. Так и случилось на берегу Свислочи, где, упав в обморок, Ядвига ударилась головой о камень. Про её похороны также ходило много легенд: белый гроб, к примеру, со временем превратился в хрустальный…

Зарисовки из лошицкого альбома, художник Игорь Кныш

— Реставрация завершается. Кто станет следующим хозяином усадьбы пока не известно. По словам директора Музея истории города Минска Галины Ладисовой, усадебный дом и флигель превратятся в музей. Надеемся, что Минск обретёт новый исторический уголок. Лошицкая усадьба и Лошицкий парк, в тенистых аллеях которого просматриваются пейзажи с мельницей, броваром, каплицей и прудами станут визитной карточкой уходящей культуры Минска XIX века. Мы надеемся, что историю усадьбы удастся сохранить и каждый, посетив залы, сможет проникнуться духом XIX века.

Realt.by Недвижимость

Есть что сказать?
Читать:

Витрина

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

ЖК "Променад", р-н Лебяжий

Продажа квартир в новом доме в ЖК "ПРОМЕНАД" в микрорайоне "ЛЕБЯЖИЙ"! Получить ключи и заселиться в новую квартиру в максимально короткие сроки! Выгодные условия по рассрочке от застройщика.

Рассрочка от застройщика

Контакты: +375 44 561 86 18

Лента новостей