Он будет включать в себя торгово-развлекательный центр, офисное здание и удобную парковку. В трехэтажном здании разместятся: супермаркет, строймаркет, развлекательный центр, боулинг, бистро, бар, галерея брендовых магазинов, макдрайв, развлекательный центр, аптека, мойка автомобилей.
Многофункциональный комплекс включает в себя офисное 11-этажное здание для размещения банка, ресторана с панорамой на Могилев, офисных помещений. Проектом предусмотрено строительство парковки на 900 машино-мест. Объект планируется к сдаче во втором квартале 2014 года.
К концу 2013 года первый многофункциональный гостинично-развлекательный, торгово-офисный центр откроется в Борисове (Минская обл.) по ул. Гагарина, 62. Торговые площади можно приобрести как в собственность, так и снять в аренду. В шестиэтажном здании расположатся: супермаркет, бутиковая галерея, торговая галерея, гостиница и другие объекты.
Бизнес-центры как эксклюзивное явление
В мае 2012 года в Бресте открылся первый бизнес-центр «Брест Деловой». Это первый опыт строительства коммерческой недвижимости специалисты оценивают весьма удачным.
Рядом с ТЦ «Марко-сити» в Витебске по ул. Ленина разместился новый бизнес-центр. Он представляет собой восьмиуровневое сооружение, которое венчают пирамиды из стекла, бетона и металла: две высотой по 14 м (блок Б) и одна большая высотой 26 м (блок А). Общая площадь сооружения — более 55 тыс.кв.м. Внутри здание напоминает традиционные торговые центры с обилием прозрачных павильонов. В торговой галерее представлены такие известные бренды, как «Mарко», «Bravo», «Элема», «Формэль», «Broadway», «Lakbi», супермаркет электроники и бытовой техники «Zet», детский супермаркет «Буслік», ювелирные сети «585», «Ziko», а также компании «Kravt», «4 сезона», «Цифровик», «Связной».
Когда бизнес придет в регионы?
Комментарии специалистов:
Андрей Дробыш, коммерческий директор ООО «Бобруйский инвестиционный центр» (gectar.by):
Пока — упор на местных коммерсантов
— Наше предприятие было создано для работы в отдаленных от столицы регионах Беларуси. На сегодняшний день здесь находится много неликвидной недвижимости, в том числе государственной. Мы приобретаем ее, реконструируем, восстанавливаем инженерные сети, водоснабжение, канализацию, находим местных девелоперов и продаем под реализацию различных проектов.
Опыт работы нашей компании в регионах показал, что такие областные города, как Могилев, Гомель, Брест, развиваются примерно так же, как Минск, но с некоторым опозданием. Есть районные города — например, Бобруйск, Жлобин, которые развиваются по примеру областных городов. Но есть города с небольшим количеством проживающих людей, куда крупных игроков невозможно заманить ни под каким предлогом. Поэтому нам приходится работать в регионах только с местными коммерсантами.
Например, в Толочине Могилевской области мы работаем уже около года. Приобрели здесь здание бывшей текстильной фабрики, произвели большую работу по ее реконструкции и восстановлению инженерных сетей. Сначала появился один арендатор, а затем пришли другие. Нефункционирующее предприятие превратилось в торговый центр площадью 1400 кв.м.
Сегодня в регионах в основном развивается ритейл, да и то преимущественно за счет местных девелоперов. Многие из них заинтересованы в строительстве современных объектов торговли и готовы вкладывать деньги в новое строительство или в перепрофилирование зданий. Но непременным для них условием является предоставление рассрочки платежа.
С учетом того, что тренд мировой экономики идет на спад, инвесторы в малые города Беларуси не придут как минимум еще лет 5, а то и 8. В сегодняшней ситуации они не верят в то, что смогут вернуть свои инвестиции. Особенно осторожно они относятся к строительству такого формата недвижимости, как торгово-развлекательные центры.
Андрей Алешкин, партнер компании Colliers International, директор ООО «Коллиерз Интернешнл»:
Вслед за ритейлом подтянется и бизнес
— Иностранного инвестора в первую очередь интересует столица любого государства. Это ярко видно на примерах развития Варшавы, Киева, Москвы, Вильнюса, Таллинна, Риги и других стран. Поэтому мы от этого не уйдем. Пока не разовьется столица, а она еще недостаточно развита, бизнес не пойдет в регионы.
Вторая причина, почему бизнес пока неохотно идет в регионы, связана с большими инвестиционными рисками. Потому что покупательская способность в регионах всегда ниже, чем в столице.
В регионах все начинается с торговли. Как только в областных, а затем и районных городах начнутся активнее строиться крупные торговые комплексы, за ними придет ритейл. Ему понадобятся офисные, складские помещения. Все это будет способствовать развитию бизнес-среды и привлечению крупных международных сетей в регионы. Думаю, все это мы сможем уже наблюдать через 3−5 лет. Пока же крупные международные сети не идут в регионы. Им неинтересно представительство в одном торговом центре. Они хотят присутствовать как минимум в 4−5 магазинах одновременно. Но сейчас им нечего предложить.
Юрий Попов, руководитель «ТВОЯ СТОЛИЦА. НЕДВИЖИМОСТЬ ДЛЯ БИЗНЕСА»:
Бизнес идет в наиболее привлекательные сегменты рынка
— Продуктовые сети уже активно работают в регионах, гипермаркеты есть во всех областных центрах и в крупных городах с относительно высокими доходами населения.
Что касается крупных торговых и торгово-развлекательных центров с торговыми галереями по 5 тыс.кв.м, то они либо построены, либо строятся, либо планируются к строительству во всех областных центрах. При этом тенденция усиливается (правда в каждом регионе в разной степени).
Потихоньку выходят в регионы республики и крупные международные не продуктовые торговые операторы, прежде всего российские. Данная тенденция в среднесрочной перспективе будет усиливаться.
Международные операторы гостиничного бизнеса также проявляют интерес к белорусским регионам, ведут переговоры с местными властями и девелоперами по строительству гостиниц.
Как только в стране начнет улучшаться бизнес-климат, девелоперы начнут строить в регионах и бизнес-центры. Пока на среднесрочную перспективу на локальных рынках достаточно офисной недвижимости, оставшейся в наследство с советских времен. В регионах, прежде всего, будут строить офисные объекты крупные компании (например, банки) для собственных нужд.
Таким образом, говорить о том, что бизнес не идет в регионы, нельзя. Все как раз наоборот — бизнес идет в регионы в те сегменты рынка коммерческой недвижимости, которые являются наиболее привлекательными для него на данном этапе.