Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

$1.369 м.кв. О проектеРеклама на Realt.by
Регистрация

Минская городская скульптура вчера и сегодня

31.10.2012 8011

Владимир Воложинский

Статуя:

-Я на зов явился.

Дон Гуан:

 — О боже! Дона Анна!

Статуя:

 — Брось ее,

Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан.

Дон Гуан:

 — Я? Нет. Я звал тебя и рад, что вижу.

Статуя:

 — Дай руку.

Дон Гуан:

 — Вот она… о, тяжело

Пожатье каменной его десницы!

Оставь меня, пусти — пусти мне руку…

Я гибну — кончено — о Дона Анна!

Проваливаются.

А.С. Пушкин «Маленькие трагедии: Каменный гость»

«Каменный гость»

Страшной оказалась загробная месть Командора, описанная в поэме Пушкина.

Идея оживших портретов и статуй в мировой литературе встречается не редко: «Медный всадник», «Дон Жуан», «Путешествие Нильса с дикими гусями», Голем из Праги, «Портрет Дориана Грея» Уайльда, «Портрет» из «Петербургских повестей» Гоголя…

Широко известно греческое предание о Пигмалионе. Миф гласит, что знаменитый критский скульптор Пигмалион изваял из слоновой кости статую прекрасной нимфы Галатеи и влюбился в нее. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Он молил великую богиню Афродиту вдохнуть жизнь в его возлюбленную. И мольба его была услышена — скульптура ожила. Пигмалион женился на Галатее и у них родилась дочь по имени Пофос.

Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея.» 1890.

Раннее христианство Европы повсюду было пронизано реликтами язычества. Крещеные варвары носили дедовские амулеты и приписывали христианским культовым статуям ту же скрытую жизнь, какою ранее наделяли идолов. На основе народных суеверий и пропаганды чудотворных статуй в эпоху Возрождения и контрреформации складывались новые сюжеты о статуях, наделенных человеческими реакциями. Эти верования в некоторой степени дожили и до наших дней.

В конце XVIII века статуя Петра I работы Фальконе стала центральным символом Петербурга и воспевалась в русской классицистской поэзии как олицетворение духа-покровителя.

«Медный всадник» — памятник Петру 1, установленный в Санкт-Петербурге.

У Пушкина медный кумир оживает в кульминационный момент сюжета, делает его еще более устрашающим. Разгневанный невнятной угрозой Евгения, Медный всадник всю ночь преследует его по улицам Петербурга.

А помните сказку «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлёф? В ночном городе проказливый Нильс дразнит бронзовую статую грозного шведского короля, и вдруг оказывается, что по ночам этот памятник способен оживать.

Иллюстрации к книге «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлёф.

Бронзовый король отделяется от пьедестала и гонится по улицам за дерзким мальчишкой. «От каждого шага вздрагивала земля, и звенели стекла в домах. Бронзовый шел прямо на Нильса. Он шел, не сгибая колен, не поворачивая головы, и застывшим взглядом смотрел перед собой». Нильса выручает другая ожившая статуя — деревянного солдата, на которого и обрушивается ярость короля.

Минчанам повезло — у нас в городе статуи еще не оживали и ни за кем не гонялись!

Однако, установленные в городе скульптуры тоже «не лыком шиты». Во всяком случае, некоторые из них. Но «наши», в основном, настроены на позитив, на удачу, на исполнение желаний. Хотя, бывают и исключения. Появление «Прикуривающего» связана с трагической историей.

«Прикуривающий» или посмертная маска

Парапсихологи говорят о существовании определенной взаимосвязи человека с его изображениями. С этим явлением связана и самая раскрученная «мистическая» история Минска. Речь идет об одной из первых скульптур Владимира Жбанова «Прикуривающий». Прообразом этой скульптуры стал кинопродюсер и актер Владимир Голынский, известный по фильму «Дела Лаховского». Стремясь как можно точнее передать портретное сходство, Жбанов снял с лица Голынского гипсовую маску. Над актером еще друзья подшучивали: мол, памятник себе при жизни ставишь. Тот отвечал, мол, не переживайте, поставите мне его на кладбище. Когда Жбанов отливал скульптуру, Голынский погиб…

Лоховский Вася просит закурить. Скульптура установлена в 1999 г.

Как сообщил сам скульптор, Владимир Жбанов: «Про „памятник при жизни“ я ему ничего не говорил — по-моему, это примитивное суеверие… Говорят, в ночь смерти Володя был с друзьями, а в его кармане лежали 10.000 долларов — он собирался купить машину… Думаю, моя работа над скульптурой и смерть Голынского — всего лишь совпадение».

Владимир Голынский всю свою сознательную жизнь мечтал сниматься в кино. Годы шли. Он, тридцати пяти лет от роду, наконец встал на ноги, завел свое небольшое предприятие, что позволило ему начать кинопроизводство, основать «Студию Владимира Голынского». Снял «Заколдованные» (1994) и новеллы: «Привет от тезки» (1993), «Лечение по доктору Лоховскому», «Голосовать «за!» (1997). Снятые новеллы были частью проекта «Дела Лоховского», главным героем которых был Вася Лоховский по прозвищу «Лох» — герой, похожий на персонажа из новеллы О. Генри «Поросячья этика». И сами новеллы, кстати, сняты по мотивам рассказов О. Генри, о чем сразу и не догадаешься, потому как, дело происходит в Минске конца 1990-х.

Кадр из фильма «Дела Лоховского» (1993−1997).

Мистика или просто случайность — пусть каждый решает сам, но факт остается фактом.

А бронзовый Лоховский стоит в Михайловском сквере и просит у прохожих закурить. Сложилось поверье, если с утра вложить в пальцы «Прикуривающего» сигарету — то удача на весь день гарантирована. Интересно, как часто вкладывают сигарету в его пальцы? Судя по их блеску, это происходит много раз на дню. В почти двухмиллионном Минске желающих запрограммировать день на удачу именно таким способом предостаточно.

В отличие от случая с Голынским, остальные герои скульптора — собирательные образы, а не точные копии конкретного человека. Вот, что говорят о них городские легенды.

«Незнакомка»

Существует легенда-поверье, относящееся к бронзовой Незнакомке, грациозно сидящей не скамейке в Михайловском сквере. Говорят, что если одинокий молодой человек посидит рядом с ней на скамеечке, минуту подержит её за изящную ручку и нежно погладит по коленке, то непременно в скором времени найдёт себе красивую девушку, и всё у них в дальнейшем сложится ладно.

«Незнакомка». Установлена в 1998 г.

Кстати, точно такая же «Незнакомка», как у нас, красуется на лавочке и в Дюссельдорфе (Германия). Известно, что она отлита на том же заводе, что и «наша», и несколько лет рекламировала журнал «Мир металла». Но жизнь у неё иная — заграничная… Интересно было бы узнать, родились ли легенды о ней на немецкой земле — земле, давшей миру таких классиков литературы, как Гёте и Шиллер?

«Девочка с зонтиком»

Михайловский сквер богат на скульптуры. Еще одна — «Девочка с зонтиком», прозванная журналистами минской «Ассолью». Прообразом этой милой босоногой девочки послужила десятилетняя дочь скульптора В. Жбанова — Маша. Скульптура стала откликом её автора на трагедию, произошедшую на станции метро «Немига», когда погибли 53 человека, большинство из которых девушки 15−17 лет. Так появилась девочка под зонтиком-бабочкой, хрупкая и беззащитная.

«Девочка с зонтиком», установлена в 2000 г.

Родилась и легенда: если перед путешествием потереть ручку зонта — успех будет обеспечен.

Девочка понравилась минчанам. Хотя находились вандалы — скульптура несколько раз подвергалась осквернению — у нее отламывали зонтик… Но фигурку быстро восстанавливали. Недавно ей изготовили «двойняшку» и отправили в Сочи для установки на территории санатория «Беларусь».

Не только скульптуры В. Жбанова имеют «свои легенды». Скульптурам и памятникам других авторов так же присуща сия особенность.

Памятник А.С. Пушкину

Народное творчество не обошло вниманием и памятник А.С. Пушкину, что установлен на набережной Свислочи возле гостиницы «Беларусь». Студенты верят в то, что если поболтать с Александром Сергеевичем перед экзаменом по филологическому предмету, то хорошие оценки обеспечены.

Памятник А.С. Пушкину (автор Ю. Орехов) установлен в июле 1999 г. Торжественное открытие было приурочено к 200-летию со дня рождения поэта. Это дар города Москвы Минску.

На что только не идут студенты, чтобы получить хорошие отметки! И «шпоры» пишут, и зачеткой машут в открытой форточке, ловя удачу, и с самим Александром Сергеевичем беседуют…

«Торговка и воробьи»

Еще один образ, заряженный на удачу — «Торговка и воробьи» («бабка с семечками»), расположенная у центрального входа в Комаровский рынок.

«Торговка и воробьи» (автор — Олег Куприянов).

Почти сразу послу её установки появилась примета: если прикоснуться к стаканчику с семечками — день не пропадет даром, доход будет обеспечен. Скульптуру бронзовой бабки, таким образом, можно считать талисманом малого бизнеса и предпринимательства в Минске. По отполированным до блеска частям скульптуры можно судить о её большой популярности среди горожан и гостей города.

«Пирамидка — перевёртыш»

В прошлом году на подходе к зданию Белгосцирка появился скульптурный ансамбль, состоящий из черепахи, кота и слона. Изначально он планировался немного другим. «Это пирамида-перевертыш, в которой все наоборот, — объяснил автор — скульптор Сергей Бондаренко. — Первоначально вместо черепахи собирался лепить мышь. Идея была такова: слон боится этого существа, поэтому становится от страха маленьким, а мышь, чувствуя власть над ним, — большой. Между ними для защиты кот. Но работники цирка рассказали, что у них с мышью связаны нехорошие поверья, поэтому ее присутствие в скульптуре крайне нежелательно. Так появилась черепаха». Надо заметить, что артисты цирка — одни из самых суеверных людей; где присутствует риск — там всегда есть и суеверия.

«Пирамидка — перевёртыш», автор Сергей Бондаренко, 2011 г.

Изюминкой этой композиции стал настоящий колокольчик на шее у кота. Уже родилась легенда, связанная с ним — задумав желание, надо нашептать его киске на ухо и позвонить в колокольчик, чтобы оно исполнилось. Вы ещё не пробовали?

«Дерево мечтаний«

Легенды постоянно рождаются в наше время — чаще это продукт «народного творчества», но иногда и проявление инициативы конкретного лица или организации. Так появление в Минске волшебного «Дерева мечтаний» обязано активистам из БРСМ.

У каждого из нас есть мечта, сокровенное желание. Как принято, озвучивать сокровенное надо осторожно, в нужном месте, в нужное время и… в нужное ухо. Теперь такое «волшебное ухо» есть у минчан и гостей столицы. Находится оно на «Дереве мечтаний», которое, в свою очередь, «растет» в скверике недалеко от гостиницы «Беларусь».

Композиция состоит из декорированного натурального ответвления столетнего дуба, в засохший ствол которого вмонтировано импровизированное ухо, вылепленное для прочности из цемента. На Дереве помимо настоящего птичьего гнезда закреплены пять колокольчиков.

От мощеного тротуара к «Дереву мечтаний» ведет тропинка, выполненная из небольших деревянных пеньков.

Согласно «легенде», любой желающий может приблизиться к волшебному дереву и прошептать в его ухо свое сокровенное желание, мечту. Главное — понять себя и найти слова, выражающие суть желания. О том, что ухом было услышана чья-то мечта, оповещает звон колокольчиков. Причем, должны прозвучать все пять колокольчиков, расположенных на Дереве. Услышав звон, не сомневайтесь — ваши желания непременно исполнятся. Таким образом, в городе «появилась еще одна достопримечательность, место для фотосъемки молодоженов, туристов, гостей столицы. Легенда, заложенная в этой инсталляции, позволит сделать место привлекательным для семейного досуга, экскурсий».

«Плачущий ангел»

Скульптура часто начинает жить своей собственной жизнью, независимо от того, что вкладывал в неё автор. Примером может служить «Плачущий ангел», установленный на «Острове мужества и скорби» в Троицком предместье. Он задумывался как символ скорби и печали. А теперь… Теперь к нему спешат молодожёны. О трагедии никто не думает, аура скорби исчезла. Вместо нее родился странный ритуал, заставляющий молодоженов тереть причинное место ангела и оставлять у его ног деньги…

А ангел стоит, закрывая лицо руками, словно прячась от стыда за бездумные действия людей. Воистину не ведают, что творят…

«Плачущий ангел» на «Острове мужества и скорби», установлен в 1996 г.

Памятник «Сынам Отечества, которые погибли за его пределами» посвящен беларуским воинам, погибшим в Афганистане в 1979—1989 гг. Мемориальный комплекс расположен на «Острове мужества и скорби» в самом центре Минска, рядом с Троицким предместьем. «Плачущий ангел» является частью мемориала, и представляет собой маленького ангела-хранителя, который безутешно оплакивает погибших воинов, потому что не смог выполнить свою святую миссию — уберечь их от смерти. Плачущий ангел — не парковая скульптура, установленная для развлечения, а памятник погибшим, расположенный в святом месте, месте Скорби и Печали…

Однако, чьё-то больное воображение придумало и воплотило в жизнь ритуал, без которого теперь не обходится почти ни одна свадьба. Большинство молодожёнов выполняют выдуманный обряд, не задумываясь о назначении скульптуры Ангела, её символизме. И это выглядит кощунственным!

«Покупатели»

Еще одна скульптурная композиция, которая «зажила собственной жизнью», отличающейся от замысла автора — «Покупатели». Как только она заняла свое место у витрин столичного универмага «ЦУМ», так сразу вызвала неоднозначную реакцию.

«Покупатели». Проспект Независимости, 54, универмаг «ЦУМ», автор — Владимир Жбанов, 2011 г.

По идее автора, дети прижались лицом к витрине и разглядывают детские игрушки, а родители неподалеку «шарят» по карманам в поисках денег для покупок. Роль витрины играет стеклянная будочка, больше напоминающая киоск или афишную тумбу. Получилось, что дети или кривляются или дразнятся, а родители, вроде, как что-то потеряли… Композиции тут же придумали нелестные названия: «Памятник шопоголикам» и «Дети возле туалета»…

Казалось бы, чем дольше «живет» скульптура в городе, тем большим числом легенд она «обрастает». Но это не совсем так. Самая старая городская скульптура, установленная в Александровском сквере (рядом с Купаловским театром), до сих пор не имеет легенды. Мы знаем, что композицию «Мальчик с лебедем» установили в 1874 г. в честь пуска минского водопровода. За почти 140-летнее существование её не один раз повреждали, но потом вновь восстанавливали. Знаем, что копий этой скульптуры, установленных по всему миру, наберется штук… 100, а то и 200. Но наша ведь лучше — роднее!

После очередного «знакомства» с вандалами. Из коллекции Дмитрия Маслия, конец 1970-х — начало 1980-х гг.

Только в последнее время у нее появилось прозвище, и, наверное, легенда с ним связанная (но мне она не известна). Злые языки прозвали скульптуру — «Паниковский с гусем», проведя аналогию между лебедем и гусем с одной стороны, мальчиком и Паниковским с другой (один из героев «Золотого теленка» Ильфа и Петрова). По-моему, это очень натянутое сравнение. Хотя, конечно, говоря словами О. Бендера уже из другого бессмертного произведения упомянутых авторов — «Двенадцать стульев» — «кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень»…

***

Создание легенд, связанных со скульптурой — явление, присущее нашему времени. От этого не уйти. С одной стороны, это явное проявление суеверия, язычества, перенос древнего поклонения идолам в современную эпоху. С другой стороны, — разнообразие городской жизни, преодоление обыденности, раскрепощение сознания, создание настроения и ареола романтичности. Разнообразные «легенды», байки, истории, связанные с тем или иным объектом, делают нашу жизнь веселее, способствуют привлечению туристов, наконец.

Главное, не перейти грань, когда человек из предмета создает фетиш и становится заложником суеверий.

Городская и парковая скульптура отражает дух той эпохи, в которую она создавалась. Если посмотреть на Минск периода социализма 1930-х гг., в глаза бросается большое количество статуй физкультурников и пионеров. Их устанавливали в садах, парках, на аллеях. Фигуры выглядели эффектно, но были недолговечны, так как в целях удешевления их лепили из гипса. Заметьте, в тот период никому и в голову не приходило слагать о них легенды. Разве что, анекдоты про девушку с веслом. Фигуры были типовые, безликие, этакие клоны.

В послевоенное время модно было устанавливать, рыбок, фонтанчики, вазы, лягушек, мишек с бочонком, оленей, женщин с ребенком или веслом, салютующих пионеров, играющих и читающих детей… Наверху был утвержден целый список «востребованных» скульптур. Однако часто случались курьезы, когда вместо запланированной лягушки появлялась девушка с веслом, или вместо пионера — рыбка… Скульпторы огорчались, но подходили философски, подумаешь, одним пионером меньше, одной лягушкой больше…

Сохранившиеся до наших дней «Мишки с бочонком». Находится во дворе дома № 114 по ул. Р.Люксембург.

В наше время городская скульптура перестала выражать какие-то большие, глобальные идеи, перестала нести идеологическую нагрузку. Тому примеров предостаточно. Например, в Европе есть памятник акуле, которая «врезалась» в черепичную крышу дома; есть канализационная решка, за которую снизу держаться чьи-то руки… Можно вспомнить и знаменитого «Писающего мальчика» в Брюсселе, ставшего символом города.

Брюссельцы сделали своего «писающего мальчика» символом города, и не стесняются этого. О нем тоже сложена легенда и не одна.

Современная городская скульптура часто возвращает нас в детство. Вспомните, как маленькими мы игрались с куклами, плюшевыми мишками и котами, с солдатиками. Мы наделяли их характерами, эмоциями, чувствами, совершали от их лица действия - оживляли воображением своих повседневных друзей. Аналогичное происходит и с городской скульптурой, созерцание, общение с которой носит элемент игры. Можно утверждать, что через скульптуру город вступает с человеком в диалог… В основном, это общение несет на себе заряд положительных эмоций, благополучие, позитив. (Не зря у собачки, что у фонтана на Комаровке, натерта мордочка. А воробей на руке «Торговки» «светится» от счастья!)

Очень важным моментом является правильный выбор места для установки скульптуры. От этого зависит ее восприятие, рождение мифов вокруг нее. По-моему, примером неудачного расположения является нахождение скульптур «Тому самому Мюнхаузену» и «Гусару» (или «Поручику Ржевскому») во дворике по ул. Революционной, 8. Скульптуры расположены рядом с Музеем истории города Минска, но скрыты от всеобщего обозрения, малозаметны, и не каждый их сможет найти даже при желании.

«Тот самый Мюнхаузен», которого великолепно сыграл Олег Янковский. Скульптура явилась ещё и памятником великолепному актеру, безвременно ушедшему от нас в 2009 г., автор -скульптор В. Жбанов. 2010 г.

Известный герой анекдотов, балагур поручик Ржевский в ожидании барышни? Кстати, в Павлограде и Долгопрудном на скамейках гордо сидят бронзовые двойники «нашего» Ржевского. Автор — В. Жбанов. 2010 г.

Видели, как романтично блестят коленки у «Незнакомки» в Михайловском сквере? Пользуется успехом! А почему? Потому что на виду, да и существование её украшает легенда, и она притягивает к себе горожан и приезжих.

А что же «Гусар»? Спрятан во дворе и, к тому же, обделен «историей». А может, мы просто ещё не знаем о его возможностях? Может, стоит смелой молодой девушке попробовать закрутить бронзовому гусару усы, и, кто знает, в скором времени встретит она…, нет, не поручика, а молодого красивого лейтенанта? И ей — счастье, и городу хорошо — еще одна легенда родится.

***

Возможно, парковая скульптура и «бесполезный пустяк», но она оживляет нашу обыденную жизнь, «вырывает» человека хоть и на время из погруженности в себя, в свои проблемы. Заставляет обратить внимание на окружающую его среду и заметить, что она не такая уж унылая и однообразная.

Не страшно, если город будет украшать лирическая, ироническая, абстрактная или даже абсурдная скульптура. От такого многообразия город только выиграет. Чем более разнообразна тематика городской пластики, тем интереснее он людям.

Статуя:
-Я на зов явился.

Дон Гуан:
— О боже! Дона Анна!

Статуя:
—  Брось ее,
Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан.

Дон Гуан:
— Я? Нет. Я звал тебя и рад, что вижу.

Статуя:
— Дай руку.

Дон Гуан:
— Вот она… о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти — пусти мне руку…
Я гибну — кончено — о Дона Анна!

Проваливаются.
А.С. Пушкин «Маленькие трагедии: Каменный гость»

«Каменный гость»

Страшной оказалась загробная месть Командора, описанная в поэме Пушкина.

Идея оживших портретов и статуй в мировой литературе встречается не редко: «Медный всадник», «Дон Жуан», «Путешествие Нильса с дикими гусями», Голем из Праги, «Портрет Дориана Грея» Уайльда, «Портрет» из «Петербургских повестей» Гоголя…

Широко известно греческое предание о Пигмалионе. Миф гласит, что знаменитый критский скульптор Пигмалион изваял из слоновой кости статую прекрасной нимфы Галатеи и влюбился в нее. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Он молил великую богиню Афродиту вдохнуть жизнь в его возлюбленную. И мольба его была услышена — скульптура ожила. Пигмалион женился на Галатее и у них родилась дочь по имени Пофос.

Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея.» 1890.

Раннее христианство Европы повсюду было пронизано реликтами язычества. Крещеные варвары носили дедовские амулеты и приписывали христианским культовым статуям ту же скрытую жизнь, какою ранее наделяли идолов. На основе народных суеверий и пропаганды чудотворных статуй в эпоху Возрождения и контрреформации складывались новые сюжеты о статуях, наделенных человеческими реакциями. Эти верования в некоторой степени дожили и до наших дней.

В конце XVIII века статуя Петра I работы Фальконе стала центральным символом Петербурга и воспевалась в русской классицистской поэзии как олицетворение духа-покровителя.

«Медный всадник» — памятник Петру 1, установленный в Санкт-Петербурге.

У Пушкина медный кумир оживает в кульминационный момент сюжета, делает его еще более устрашающим. Разгневанный невнятной угрозой Евгения, Медный всадник всю ночь преследует его по улицам Петербурга.

А помните сказку «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлёф? В ночном городе проказливый Нильс дразнит бронзовую статую грозного шведского короля, и вдруг оказывается, что по ночам этот памятник способен оживать.

Иллюстрации к книге «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлёф.

Бронзовый король отделяется от пьедестала и гонится по улицам за дерзким мальчишкой. «От каждого шага вздрагивала земля, и звенели стекла в домах. Бронзовый шел прямо на Нильса. Он шел, не сгибая колен, не поворачивая головы, и застывшим взглядом смотрел перед собой». Нильса выручает другая ожившая статуя — деревянного солдата, на которого и обрушивается ярость короля.

Минчанам повезло — у нас в городе статуи еще не оживали и ни за кем не гонялись!

Однако, установленные в городе скульптуры тоже «не лыком шиты». Во всяком случае, некоторые из них. Но «наши», в основном, настроены на позитив, на удачу, на исполнение желаний. Хотя, бывают и исключения. Появление «Прикуривающего» связана с трагической историей.

«Прикуривающий» или посмертная маска

Парапсихологи говорят о существовании определенной взаимосвязи человека с его изображениями. С этим явлением связана и самая раскрученная «мистическая» история Минска. Речь идет об одной из первых скульптур Владимира Жбанова «Прикуривающий». Прообразом этой скульптуры стал кинопродюсер и актер Владимир Голынский, известный по фильму «Дела Лаховского». Стремясь как можно точнее передать портретное сходство, Жбанов снял с лица Голынского гипсовую маску. Над актером еще друзья подшучивали: мол, памятник себе при жизни ставишь. Тот отвечал, мол, не переживайте, поставите мне его на кладбище. Когда Жбанов отливал скульптуру, Голынский погиб…

Лоховский Вася просит закурить. Скульптура установлена в 1999 г.

Как сообщил сам скульптор, Владимир Жбанов: «Про „памятник при жизни“ я ему ничего не говорил — по-моему, это примитивное суеверие… Говорят, в ночь смерти Володя был с друзьями, а в его кармане лежали 10.000 долларов — он собирался купить машину… Думаю, моя работа над скульптурой и смерть Голынского — всего лишь совпадение».

Владимир Голынский всю свою сознательную жизнь мечтал сниматься в кино. Годы шли. Он, тридцати пяти лет от роду, наконец встал на ноги, завел свое небольшое предприятие, что позволило ему начать кинопроизводство, основать «Студию Владимира Голынского». Снял «Заколдованные» (1994) и новеллы: «Привет от тезки» (1993), «Лечение по доктору Лоховскому», «Голосовать «за!» (1997). Снятые новеллы были частью проекта «Дела Лоховского», главным героем которых был Вася Лоховский по прозвищу «Лох» — герой, похожий на персонажа из новеллы О. Генри «Поросячья этика». И сами новеллы, кстати, сняты по мотивам рассказов О. Генри, о чем сразу и не догадаешься, потому как, дело происходит в Минске конца 1990-х.

Кадр из фильма «Дела Лоховского» (1993−1997).

Мистика или просто случайность — пусть каждый решает сам, но факт остается фактом.

А бронзовый Лоховский стоит в Михайловском сквере и просит у прохожих закурить. Сложилось поверье, если с утра вложить в пальцы «Прикуривающего» сигарету — то удача на весь день гарантирована. Интересно, как часто вкладывают сигарету в его пальцы? Судя по их блеску, это происходит много раз на дню. В почти двухмиллионном Минске желающих запрограммировать день на удачу именно таким способом предостаточно.

В отличие от случая с Голынским, остальные герои скульптора — собирательные образы, а не точные копии конкретного человека. Вот, что говорят о них городские легенды.

«Незнакомка»

Существует легенда-поверье, относящееся к бронзовой Незнакомке, грациозно сидящей не скамейке в Михайловском сквере. Говорят, что если одинокий молодой человек посидит рядом с ней на скамеечке, минуту подержит её за изящную ручку и нежно погладит по коленке, то непременно в скором времени найдёт себе красивую девушку, и всё у них в дальнейшем сложится ладно.

«Незнакомка». Установлена в 1998 г.

Кстати, точно такая же «Незнакомка», как у нас, красуется на лавочке и в Дюссельдорфе (Германия). Известно, что она отлита на том же заводе, что и «наша», и несколько лет рекламировала журнал «Мир металла». Но жизнь у неё иная — заграничная… Интересно было бы узнать, родились ли легенды о ней на немецкой земле — земле, давшей миру таких классиков литературы, как Гёте и Шиллер?

«Девочка с зонтиком»

Михайловский сквер богат на скульптуры. Еще одна — «Девочка с зонтиком», прозванная журналистами минской «Ассолью». Прообразом этой милой босоногой девочки послужила десятилетняя дочь скульптора В. Жбанова — Маша. Скульптура стала откликом её автора на трагедию, произошедшую на станции метро «Немига», когда погибли 53 человека, большинство из которых девушки 15−17 лет. Так появилась девочка под зонтиком-бабочкой, хрупкая и беззащитная.

«Девочка с зонтиком», установлена в 2000 г.

Родилась и легенда: если перед путешествием потереть ручку зонта — успех будет обеспечен.

Девочка понравилась минчанам. Хотя находились вандалы — скульптура несколько раз подвергалась осквернению — у нее отламывали зонтик… Но фигурку быстро восстанавливали. Недавно ей изготовили «двойняшку» и отправили в Сочи для установки на территории санатория «Беларусь».

Не только скульптуры В. Жбанова имеют «свои легенды». Скульптурам и памятникам других авторов так же присуща сия особенность.

Памятник А.С. Пушкину

Народное творчество не обошло вниманием и памятник А.С. Пушкину, что установлен на набережной Свислочи возле гостиницы «Беларусь». Студенты верят в то, что если поболтать с Александром Сергеевичем перед экзаменом по филологическому предмету, то хорошие оценки обеспечены.

Памятник А.С. Пушкину (автор Ю. Орехов) установлен в июле 1999 г. Торжественное открытие было приурочено к 200-летию со дня рождения поэта. Это дар города Москвы Минску.

На что только не идут студенты, чтобы получить хорошие отметки! И «шпоры» пишут, и зачеткой машут в открытой форточке, ловя удачу, и с самим Александром Сергеевичем беседуют…

«Торговка и воробьи»

Еще один образ, заряженный на удачу — «Торговка и воробьи» («бабка с семечками»), расположенная у центрального входа в Комаровский рынок.

«Торговка и воробьи» (автор — Олег Куприянов).

Почти сразу послу её установки появилась примета: если прикоснуться к стаканчику с семечками — день не пропадет даром, доход будет обеспечен. Скульптуру бронзовой бабки, таким образом, можно считать талисманом малого бизнеса и предпринимательства в Минске. По отполированным до блеска частям скульптуры можно судить о её большой популярности среди горожан и гостей города.

«Пирамидка — перевёртыш»

В прошлом году на подходе к зданию Белгосцирка появился скульптурный ансамбль, состоящий из черепахи, кота и слона. Изначально он планировался немного другим. «Это пирамида-перевертыш, в которой все наоборот, — объяснил автор — скульптор Сергей Бондаренко. — Первоначально вместо черепахи собирался лепить мышь. Идея была такова: слон боится этого существа, поэтому становится от страха маленьким, а мышь, чувствуя власть над ним, — большой. Между ними для защиты кот. Но работники цирка рассказали, что у них с мышью связаны нехорошие поверья, поэтому ее присутствие в скульптуре крайне нежелательно. Так появилась черепаха». Надо заметить, что артисты цирка — одни из самых суеверных людей; где присутствует риск — там всегда есть и суеверия.

«Пирамидка — перевёртыш», автор Сергей Бондаренко, 2011 г.

Изюминкой этой композиции стал настоящий колокольчик на шее у кота. Уже родилась легенда, связанная с ним — задумав желание, надо нашептать его киске на ухо и позвонить в колокольчик, чтобы оно исполнилось. Вы ещё не пробовали?

«Дерево мечтаний«

Легенды постоянно рождаются в наше время — чаще это продукт «народного творчества», но иногда и проявление инициативы конкретного лица или организации. Так появление в Минске волшебного «Дерева мечтаний» обязано активистам из БРСМ.

У каждого из нас есть мечта, сокровенное желание. Как принято, озвучивать сокровенное надо осторожно, в нужном месте, в нужное время и… в нужное ухо. Теперь такое «волшебное ухо» есть у минчан и гостей столицы. Находится оно на «Дереве мечтаний», которое, в свою очередь, «растет» в скверике недалеко от гостиницы «Беларусь».

Композиция состоит из декорированного натурального ответвления столетнего дуба, в засохший ствол которого вмонтировано импровизированное ухо, вылепленное для прочности из цемента. На Дереве помимо настоящего птичьего гнезда закреплены пять колокольчиков.

От мощеного тротуара к «Дереву мечтаний» ведет тропинка, выполненная из небольших деревянных пеньков.

Согласно «легенде», любой желающий может приблизиться к волшебному дереву и прошептать в его ухо свое сокровенное желание, мечту. Главное — понять себя и найти слова, выражающие суть желания. О том, что ухом было услышана чья-то мечта, оповещает звон колокольчиков. Причем, должны прозвучать все пять колокольчиков, расположенных на Дереве. Услышав звон, не сомневайтесь — ваши желания непременно исполнятся. Таким образом, в городе «появилась еще одна достопримечательность, место для фотосъемки молодоженов, туристов, гостей столицы. Легенда, заложенная в этой инсталляции, позволит сделать место привлекательным для семейного досуга, экскурсий».

«Плачущий ангел»

Скульптура часто начинает жить своей собственной жизнью, независимо от того, что вкладывал в неё автор. Примером может служить «Плачущий ангел», установленный на «Острове мужества и скорби» в Троицком предместье. Он задумывался как символ скорби и печали. А теперь… Теперь к нему спешат молодожёны. О трагедии никто не думает, аура скорби исчезла. Вместо нее родился странный ритуал, заставляющий молодоженов тереть причинное место ангела и оставлять у его ног деньги…

А ангел стоит, закрывая лицо руками, словно прячась от стыда за бездумные действия людей. Воистину не ведают, что творят…

«Плачущий ангел» на «Острове мужества и скорби», установлен в 1996 г.

Памятник «Сынам Отечества, которые погибли за его пределами» посвящен беларуским воинам, погибшим в Афганистане в 1979—1989 гг. Мемориальный комплекс расположен на «Острове мужества и скорби» в самом центре Минска, рядом с Троицким предместьем. «Плачущий ангел» является частью мемориала, и представляет собой маленького ангела-хранителя, который безутешно оплакивает погибших воинов, потому что не смог выполнить свою святую миссию — уберечь их от смерти. Плачущий ангел — не парковая скульптура, установленная для развлечения, а памятник погибшим, расположенный в святом месте, месте Скорби и Печали…

Однако, чьё-то больное воображение придумало и воплотило в жизнь ритуал, без которого теперь не обходится почти ни одна свадьба. Большинство молодожёнов выполняют выдуманный обряд, не задумываясь о назначении скульптуры Ангела, её символизме. И это выглядит кощунственным!

«Покупатели»

Еще одна скульптурная композиция, которая «зажила собственной жизнью», отличающейся от замысла автора — «Покупатели». Как только она заняла свое место у витрин столичного универмага «ЦУМ», так сразу вызвала неоднозначную реакцию.

«Покупатели». Проспект Независимости, 54, универмаг «ЦУМ», автор — Владимир Жбанов, 2011 г.

По идее автора, дети прижались лицом к витрине и разглядывают детские игрушки, а родители неподалеку «шарят» по карманам в поисках денег для покупок. Роль витрины играет стеклянная будочка, больше напоминающая киоск или афишную тумбу. Получилось, что дети или кривляются или дразнятся, а родители, вроде, как что-то потеряли… Композиции тут же придумали нелестные названия: «Памятник шопоголикам» и «Дети возле туалета»…

Казалось бы, чем дольше «живет» скульптура в городе, тем большим числом легенд она «обрастает». Но это не совсем так. Самая старая городская скульптура, установленная в Александровском сквере (рядом с Купаловским театром), до сих пор не имеет легенды. Мы знаем, что композицию «Мальчик с лебедем» установили в 1874 г. в честь пуска минского водопровода. За почти 140-летнее существование её не один раз повреждали, но потом вновь восстанавливали. Знаем, что копий этой скульптуры, установленных по всему миру, наберется штук… 100, а то и 200. Но наша ведь лучше — роднее!

После очередного «знакомства» с вандалами. Из коллекции Дмитрия Маслия, конец 1970-х — начало 1980-х гг.

Только в последнее время у нее появилось прозвище, и, наверное, легенда с ним связанная (но мне она не известна). Злые языки прозвали скульптуру — «Паниковский с гусем», проведя аналогию между лебедем и гусем с одной стороны, мальчиком и Паниковским с другой (один из героев «Золотого теленка» Ильфа и Петрова). По-моему, это очень натянутое сравнение. Хотя, конечно, говоря словами О. Бендера уже из другого бессмертного произведения упомянутых авторов — «Двенадцать стульев» — «кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень»…

***

Создание легенд, связанных со скульптурой — явление, присущее нашему времени. От этого не уйти. С одной стороны, это явное проявление суеверия, язычества, перенос древнего поклонения идолам в современную эпоху. С другой стороны, — разнообразие городской жизни, преодоление обыденности, раскрепощение сознания, создание настроения и ареола романтичности. Разнообразные «легенды», байки, истории, связанные с тем или иным объектом, делают нашу жизнь веселее, способствуют привлечению туристов, наконец.

Главное, не перейти грань, когда человек из предмета создает фетиш и становится заложником суеверий.

Городская и парковая скульптура отражает дух той эпохи, в которую она создавалась. Если посмотреть на Минск периода социализма 1930-х гг., в глаза бросается большое количество статуй физкультурников и пионеров. Их устанавливали в садах, парках, на аллеях. Фигуры выглядели эффектно, но были недолговечны, так как в целях удешевления их лепили из гипса. Заметьте, в тот период никому и в голову не приходило слагать о них легенды. Разве что, анекдоты про девушку с веслом. Фигуры были типовые, безликие, этакие клоны.

В послевоенное время модно было устанавливать, рыбок, фонтанчики, вазы, лягушек, мишек с бочонком, оленей, женщин с ребенком или веслом, салютующих пионеров, играющих и читающих детей… Наверху был утвержден целый список «востребованных» скульптур. Однако часто случались курьезы, когда вместо запланированной лягушки появлялась девушка с веслом, или вместо пионера — рыбка… Скульпторы огорчались, но подходили философски, подумаешь, одним пионером меньше, одной лягушкой больше…

Сохранившиеся до наших дней «Мишки с бочонком». Находится во дворе дома № 114 по ул. Р.Люксембург.

В наше время городская скульптура перестала выражать какие-то большие, глобальные идеи, перестала нести идеологическую нагрузку. Тому примеров предостаточно. Например, в Европе есть памятник акуле, которая «врезалась» в черепичную крышу дома; есть канализационная решка, за которую снизу держаться чьи-то руки… Можно вспомнить и знаменитого «Писающего мальчика» в Брюсселе, ставшего символом города.

Брюссельцы сделали своего «писающего мальчика» символом города, и не стесняются этого. О нем тоже сложена легенда и не одна.

Современная городская скульптура часто возвращает нас в детство. Вспомните, как маленькими мы игрались с куклами, плюшевыми мишками и котами, с солдатиками. Мы наделяли их характерами, эмоциями, чувствами, совершали от их лица действия - оживляли воображением своих повседневных друзей. Аналогичное происходит и с городской скульптурой, созерцание, общение с которой носит элемент игры. Можно утверждать, что через скульптуру город вступает с человеком в диалог… В основном, это общение несет на себе заряд положительных эмоций, благополучие, позитив. (Не зря у собачки, что у фонтана на Комаровке, натерта мордочка. А воробей на руке «Торговки» «светится» от счастья!)

Очень важным моментом является правильный выбор места для установки скульптуры. От этого зависит ее восприятие, рождение мифов вокруг нее. По-моему, примером неудачного расположения является нахождение скульптур «Тому самому Мюнхаузену» и «Гусару» (или «Поручику Ржевскому») во дворике по ул. Революционной, 8. Скульптуры расположены рядом с Музеем истории города Минска, но скрыты от всеобщего обозрения, малозаметны, и не каждый их сможет найти даже при желании.

«Тот самый Мюнхаузен», которого великолепно сыграл Олег Янковский. Скульптура явилась ещё и памятником великолепному актеру, безвременно ушедшему от нас в 2009 г., автор -скульптор В. Жбанов. 2010 г.
Известный герой анекдотов, балагур поручик Ржевский в ожидании барышни? Кстати, в Павлограде и Долгопрудном на скамейках гордо сидят бронзовые двойники «нашего» Ржевского. Автор — В. Жбанов. 2010 г.

Видели, как романтично блестят коленки у «Незнакомки» в Михайловском сквере? Пользуется успехом! А почему? Потому что на виду, да и существование её украшает легенда, и она притягивает к себе горожан и приезжих.

А что же «Гусар»? Спрятан во дворе и, к тому же, обделен «историей». А может, мы просто ещё не знаем о его возможностях? Может, стоит смелой молодой девушке попробовать закрутить бронзовому гусару усы, и, кто знает, в скором времени встретит она…, нет, не поручика, а молодого красивого лейтенанта? И ей — счастье, и городу хорошо — еще одна легенда родится.

***

Возможно, парковая скульптура и «бесполезный пустяк», но она оживляет нашу обыденную жизнь, «вырывает» человека хоть и на время из погруженности в себя, в свои проблемы. Заставляет обратить внимание на окружающую его среду и заметить, что она не такая уж унылая и однообразная.

Не страшно, если город будет украшать лирическая, ироническая, абстрактная или даже абсурдная скульптура. От такого многообразия город только выиграет. Чем более разнообразна тематика городской пластики, тем интереснее он людям.

Читать:

Витрина

ЖК "Променад", р-н Лебяжий

Продажа квартир в новом доме в ЖК "ПРОМЕНАД" в микрорайоне "ЛЕБЯЖИЙ"! Получить ключи и заселиться в новую квартиру в максимально короткие сроки! Выгодные условия по рассрочке от застройщика.

Рассрочка от застройщика

Контакты: +375 44 561 86 18

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

Лента новостей