В г. Минске продолжается строительство дождевого коллектора «Центр». По мнению специалистов, реализация данного проекта должна по максимуму исключить подтопления в городе дорог, домов и частных домовладений. Тем не менее, даже строительство такого крупномасштабного и дорогостоящего объекта не позволит полностью избежать подтоплении в городе.
Время от времени в столице происходят настоящие наводнения. Причиной тому — сильные проливные дожди. Например, 4, 10 и 13 июня во время выпадения сильных осадков в городе отмечено от 4 до 11 участков подтоплений. Максимальный уровень воды составлял на проезжей части 20 см. И, как отметил на пресс-конференции в городской мэрии Андрей Кравчук, заместитель начальника Минского городского управления МЧС, исключить подтопления некоторых участков до окончания строительства коллектора «Центр» невозможно. А центральный коллектор будет полностью введен в эксплуатацию только в 2018 году. По словам А. Кравчука, уже в текущем году в городе было зафиксировано 9 новых точек подтопления по причине засорения ливнево-приемных колодцев сухой травой, песком.
Всего же в городе, проинформировал на встрече с журналистами Сергей Лучина, заместитель генерального директора ГПО «Горремавтодор» Мингорисполкома, насчитывается 77 точек подтоплений (не считая 9 новых точек). Все они включены в новый откорректированный план «Мероприятий по ликвидации мест подтопления г. Минска во время ливневых дождей», и по ним спланированы мероприятия, начиная от строительства и заканчивая реконструкцией, текущим ремонтом и т. д. Данный план мероприятий был разработан в прошлом году. Однако решение о строительстве в городе коллекторов и сооружений ливневой канализации было принято несколькими годами ранее — еще в 2004 году, когда произошло сильное затопление города.
В настоящее время дополнительно установлено 36 дождеприемников, углублены водоотводные каналы в частном секторе. В местах подтоплений ведется видеосъемка при помощи робота. Часть коллекторов на сегодняшний день закрыта или перекрыта в связи с реконструкций, часть не действует по причине ненадобности.
В целом же протяженность ливневой канализации в городе в пределах кольцевой автодороги составляет 1531 км. В столице установлено 21 300 дождеприемников и почти 47 тыс. люков ливневой канализации.
Что касается центрального коллектора, то его протяженность составит 6 км, он углублен на расстоянии от поверхности земли от 6 до 17 м. Ширина труб составляет от 2 до 2,4 м.
В настоящее время в эксплуатацию введена первая очередь коллектора — 600 м, в августе текущего года предполагается сдать вторую очередь — 700 м. Третью очередь предполагают ввести в эксплуатацию в ноябре 2011 года. Что касается четвертой и пятой очередей, то они сейчас проектируются.
Как отметил С. Лучина, в настоящее время организацией «Минскпроект» подготовлен проект строительства коллектора по ликвидации подтоплений в районе Дворца спорта по пр. Победителей с выходом сброса вод в реку Свислочь. Также планируется строительство коллектора по ликвидации затоплений по ул. Немига — от ул. К.Цеткин до ул. Маяковского. Уже объявлен тендер на приобретение такой же мощной установки, как и в коллекторе «Центр».
Согласно плану «Мероприятий по ликвидации мест подтопления г. Минска во время ливневых дождей» все проектные работы по строительству ливневой канализации должны быть завершены в текущем году. А уже со следующего года планируется приступить к строительству объектов.
Основная причина подтоплений города, по мнению С. Лучины, кроется в том, что в г. Минске в пределах кольцевой автодороги ежегодно появляется 15% новых площадей с твердым покрытием за счет строительства домов, асфальтирования дорог и т. п. Это приводит к ежегодному увеличению водосборной площади на 15%.
А вот по мнению Юрия Субботина, директора ГП «Горремливнесток», строительство центрального коллектора не приведет к полному исключению затоплений в городе по той простой причине, что при проектировании сетей дождевой канализации заведомо закладывается, что подтопления могут случаться в год как минимум 2 раза. «Конечно, если бы при строительстве сетей использовались такие трубы, как при строительстве метро, тогда подтоплений можно было избежать полностью. Но это дорогостоящие мероприятия, и никто на это не пойдет», — уточнил Ю.Субботин.
В целом же, кроме Горремавтодора содержанием сетей дождевой канализации занимаются в городе еще 11 организаций.
Газета "Недвижимость Белоруссии"