В ближайшее время в Беларуси могут быть приняты новые нормативно-правовые документы, направленные на упрощение процедуры подготовки и получения разрешительной документации на строительство объектов.
Об этом сообщил на семинаре в институте БелНИИС заместитель министра архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов.
Сегодня, заметил А. Ничкасов, до начала строительства происходит много сложных процедур, «и все это осуществляет в одном лице заказчик».
Взамен сложившейся системы предлагается, чтобы решения о размещении объектов готовились на уровне службы главного архитектора (области, города, района). «Эта служба должна формировать по заявке заказчика предложение исполкома по размещению объекта и вносить на исполком проект решения, предварительно проработав с заинтересованными организациями возможность размещения строительства. Имеются в виду все организации, которые выдают техусловия и согласовывают размещение будущего объекта, — сообщил замминистра. — На эту работу отводится, например, месяц, после чего-либо дается отказ, либо выносится на исполком решение, которое будет основанием для всех последующих действий. Имея это решение и основываясь только на нем, заказчик может заниматься вопросами размещения объекта со смежными организациями, оформлением землеустроительной документации, разработкой проекта, проходить экспертизу и т. д.».
Причем для того чтобы открыть финансирование проекта, заказчику не обязательно проходить экспертизу проектной документации. Для этого достаточно разработать и утвердить экономическое обоснование размещения объекта. Тем самым приближается дата начала финансирования объекта, подчеркнул замминистра. А открыв финансирование, заказчик спокойно приступает к разработке проектной документации. Ее экспертиза может осуществляться как поэтапно, так и целиком. Причем основанием для принятия документов на экспертизу служит все то же единственное решение исполкома, принятое в самом начале.
Сделав анализ по целому ряду объектов, в Минстройархитектуры пришли к выводу, что предложенные усовершенствования позволят на практике сократить сроки получения разрешительной документации на строительство в 2−3 раза.
Кроме этого, предлагается сделать так, чтобы генподрядчик стал «настоящим генподрядчиком», как это принято в мировой практике. «Он самостоятельно сможет определять все этапы работ и может самостоятельно на любом этапе нанять проектную организацию, которая ему разработает тот или иной раздел рабочей документации, — сообщил далее А. Ничкасов. — Генподрядчик после обоснования инвестиций определяется с заказчиком на тендерной основе и совместно с генпроектировщиком заложит те технологические решения, которыми он сам лучше всего владеет».
Конечная цель предлагаемых новшеств, как сказал замминистра, — не только освободить заказчика от несвойственной ему работы, но и сократить весь инвестиционный цикл, упростить взаимоотношения участников инвестиционного процесса.
Предложено также не проводить государственную экспертизу для объектов 3-го класса ответственности. Кроме того, в ближайшие годы планируется несколько пересмотреть противопожарные и прочие нормы, используемые при проектировании железобетонных конструкций, а также нормы по жилым и общественным зданиям.