«Спустя 2 месяца аренды владелица квартиры пришла с новостью, что разводится»
− Каких подводных камней на рынке аренды сейчас стоит опасаться?
− Подводных камней в аренде на самом деле очень много, и далеко не все касаются арендаторов − риску часто подвержены и собственники квартир. Например, я знаю случай, когда собственник квартиры не заключил договор окказионального найма с арендаторами и потом в течение двух лет не мог их выселить (Примечание. Договор окказионального найма — разновидность договора найма, главная особенность которого в указанной другой недвижимости, куда арендатор может съехать в случае невыполнения условий аренды). Арендаторы не платили, потому что у них «не было на это денег», и не выезжали, потому что, по их словам, «было некуда». И собственник квартиры в таком случае оказался в ловушке: по законодательству, если человек говорит, что ему негде жить, и он нигде не прописан, то выселить его из квартиры нельзя. Точнее, этот процесс занимает очень много времени и сил и проходит через суд. Сейчас рассмотрение таких дел в суде может занять до двух лет, и все это время собственник жилья не будет получать никакие деньги за свою же недвижимость и не сможет с этой недвижимостью ничего сделать.
Но невозможность выселить − не единственная проблема с арендаторами, это только верхушка айсберга. Знаю случай, когда арендаторы заселились в только что отремонтированный дом и буквально «убили» его за несколько лет. При этом когда собственник объяснил, что задаток за жилье он им не вернет и было бы неплохо отремонтировать все, что они испортили, арендаторы тут же парировали тем, что «дом в таком состоянии и был». Конечно, владелец дома пошел с этим делом в суд, но это, скорее всего, будет бесперспективное дело, потому что в протоколе приемки-сдачи не было подробно прописано состояние дома, всех его мельчайших деталей. Сейчас доказать, что, например, столешница на кухне была новая и без глубоких царапин, невозможно. Или как доказать, что на стенах не было глубоких вмятин, или что духовка внутри не была полна сажи от сгоревшей еды? На фото, которые были предоставлены собственником, этого не видно − он же не фотографировал каждый сантиметр дома. В итоге у владельца ущерб оценен в 60,000 злотых (около $ 13,500), и их ему никто не вернет.
Причем, несмотря на общее заблуждение, как правило, такие ситуации случаются с арендаторами-поляками, а вовсе не иностранцами. Потому что именно поляки хорошо знают законы своей страны, не сомневаются в том, что государство будет их защищать, и они, чувствуют себя намного увереннее, чем иностранцы. Польское законодательство в этом вопросе настолько гибкое и не до конца продуманное, что, при желании, некоторые его пункты можно трактовать по-своему. И это основная причина, почему поляки-собственники недвижимости так боятся сдавать свои квартиры в аренду.
− Какие самые необычные случаи были в вашей практике?
− Арендатор — женщина с 7 котами. Я сначала думала, что это просто человек ошибся в заявке и случайно указал неправильное количество животных. Но нет − у нее действительно 7 котов. В итоге я отказалась от работы с этим арендатором.
Заселяла в начале этого года семью из Беларуси − ребята буквально недавно переехали в Варшаву. Трудность была в том, что у них есть кот и собака, а арендовать они хотели стильную хорошую квартиру. Желающих арендодателей было, мягко говоря, не много, однако благодаря уже наработанному опыту у меня получилось найти для них «квартиру мечты». Советую тем, у кого есть животные, предлагать собственникам квартиры оформить страховку имущества от повреждений животными (около 75−100 злотых в год) или увеличивать депозит на квартиру (если вы действительно уверены в воспитанности своих питомцев). Плюс в договоре, конечно, будет прописано, что любой ущерб от животного арендаторы берут на себя.
Из интересного еще: были квартиры, где просто нет интернета и сети − как «черная дыра» какая-то. В Варшаве есть такие новые дома на ул. Kłobuckiej, где у целого подъезда просто нет сети, и что с этим делать — на данный момент непонятно.
Еще один необычный кейс: владелец квартиры в договоре аренды отдельным пунктом прописал, что в этой квартире нельзя заниматься оказанием интим-услуг. Интерьер квартиры действительно располагал к таким настроениям — она была, скажем, «гламурная». И, когда девушка снимала эту квартиру, владелец еще несколько раз уточнил, понимает ли арендатор этот пункт и согласна ли с ним. Видимо, уже какие-то интересные случаи в этой квартире были.
Совсем недавно была ситуация с большой семьей из Украины, которая релоцировалась из Таиланда в Польшу. Нашла для них квартиру, будучи на постоянной онлайн связи на протяжении 2 недель. Организовала все в деталях — нотариус, переводчик, трансфер из аэропорта и даже клининг квартиры на определенный день и время. Буквально за пару часов до вылета из Пхукета, владелица арендной квартиры сообщила, что передумала сдавать жилье и сорвала сделку. К счастью, за несколько дней мы нашли вариант еще лучше. Но разнервничались знатно. Урок — рынок аренды не стабилен, нужно быть готовым ко всему и держать руку на пульсе пока договор не подписан.
С похожей ситуацией пришла еще одна семья. Они арендовали квартиру через недобросовестного риелтера, который не предупредил, что по договору арендодатель имеет право разорвать контракт со сроком уведомления всего лишь за 7 дней, а арендатор в свою очередь — за месяц. Спустя 2 месяца аренды владелица квартиры пришла с новостью, что разводится и через неделю семья обязана была выселиться. Урок — внимательно проверять условия договора, чтобы не попасть в невыгодную для вас ситуацию.
В целом, когда работаешь на рынке недвижимости, уже ничему не удивляешься, и становится понятным, почему собственники квартир так придирчиво выбирают арендаторов и столько всего от них требуют.