И вот этот новый закон только добавляет виток в клубок всех нормативных актов, вместо того чтобы его распутать. То есть он не вносит никакой ясности в процедуру. Указ в такой редакции вызовет только социальную драму. Появится много семей, которые решились построить дом, и столкнутся с нехваткой денег. Затем нас ждут огромные штрафные санкции, отчуждение, статьи, видео-обращения с жалобами…
Ведь администрация района должна следить за территорией. Раньше это реализовывалось, основываясь на регламентах территории, не использовании земельного участка, неправильном использовании, нарушении сроков и норм строительства и так далее. Администрация писала предписание, и собственник мог доказать, что он что-то строил, показывал проект, фундамент и так далее. То есть мог избежать штрафных санкций. На комиссии показывал, что у него что-то есть, хоть и затянул сроки. Администрация, высылая предписание, выполняла свою обязанность, но собственник, в принципе, знал, что делать. Таким образом реализовывалось право. А сейчас к собственнику просто могут прийти в любой момент и поставить перед фактом?
Опять же, появляется большая площадка для спекуляций. Ведь право на собственность, жилье прописано в конституции. То есть проектируется объект собственности, под него выделяется земельный участок, и у человека есть право на пользование ею, а в таком случае как должен решаться этот вопрос?
Ну и главный вопрос: как на это отреагирует рынок недвижимости. Он повысит или понизит цены на участки? Если выставить на продажу сейчас все участки с недостроями, то предложений будет очень много, а спроса очень мало. Рынок может просто рухнуть. И вот этот люфт в законодательстве ведет к этому.
«Проблема даже не в указе, а в размытости понятия собственности»
— Из-за таких промахов законодательства будут страдать люди. К примеру, не может человек достроить дом, по разным причинам. Что ему отчуждать? Законсервировать и отчуждать участок или «стройматериалы»? Представляете, сколько он потеряет? Сколько сил, времени, денег он вложил? А сколько домов по стране, которые не могут ввести в эксплуатацию по историческим или техническим причинам? Есть множество домов, которые даже не зарегистрированы. А реконструкция? Тоже большой вопрос — новое строительство или реконструкция. Что стимулирует новый указ? Построить хоть какой дом — ввести, а потом не спеша его реконструировать?
Но, учитывая, что это проект указа и прежде, чем его принять, было проведено консультативное собрание с общественными организациями, документ может быть изменен. Данное сообщение лучше воспринимать, как сигнал для всего рынка и владельцев участков и недостроев. Видно, что власть не желает делать резких шагов, так как тема острая, но тенденции по корректировке и, скорее всего, ужесточению ответственности за «недострой» есть. Надо понимать последствия. Это, например, может даже привести к рейдерскому захвату земли. Выбила какая-то компания себе участок под строительство коттеджного поселка, построила всю инфраструктуру, возвела какие-то коробки, но не уложилась в строки по каким-либо причинам. Земля изымается и продается или передается другой компании за бесценок. Остается только собрать сливки.
Поэтому обратите внимание на ваши участки, дома, проверьте документы и лучше завершите все, так как уже скоро может быть поздно: правила и рынок изменятся и возможен нездоровый ажиотаж вокруг данного вопроса.
Помните, что наибольшую безопасность обеспечивают 3 документа: свидетельство о праве собственности на землю, свидетельство о праве собственности на завершенное капитальное строение и технический паспорт с приложениями. Если чего-то нет — лучше привести в соответствие.
В целом тут вопрос даже не в самом указе, а намного глубже: в размытости понятия собственности. Что такое право собственности на землю, недвижимость сейчас и право распоряжаться этой собственностью?
- Фото носит иллюстративный характер