Уходящий 2020-й был сложным и непредсказуемым годом для ведения бизнеса во всех отраслях экономики Беларуси, в том числе в риэлтерской сфере. Агентствам недвижимости приходилось быстро перестраиваться и работать сначала в сложных эпидемиологических условиях, а затем и в период политической нестабильности. Тем не менее, многие компании продолжали открывать новые проекты, внедрять современные технологии и таким образом развивать свой бизнес для оказания более качественных риэлтерских услуг. Риэлтеры рассказали, как все это пережили.
- Фото использовано в качестве иллюстрации
«В плане реформирования законодательства не продвинулись вперед ни на один шаг»
— 2020 год с точки зрения принятия управленческих решений и выстраивания работы с потребителями риэлтерских услуг был очень сложный, но и интересный. Это был год вызовов и проверки на прочность не только нашей компании, но и других агентств недвижимости. Всем приходилось менять подходы к ведению бизнеса, внедрять новые инструменты и многому учиться, — говорит директор агентства недвижимости «Мольнар», председатель совета Белорусской ассоциации «Недвижимость» Анатолий Звездин.
Он отмечает, что после прихода первой волны пандемии коронавируса жизнь людей изменилась. Большинство из них были напуганы и думали только о своем здоровье. Они отложили принятие важных решений, в том числе по жилищным вопросам, на более позднее время. С теми потенциальными покупателями, которые все же пытались решить свой квартирный вопрос в разгар эпидемии, пришлось работать по-новому. Для этого, в первую очередь, надо было обучить персонал.
— За год в нашей компании для сотрудников мы провели порядка 50 обучающих тренингов, которые в основном проходили онлайн и были посвящены работе в новых условиях. Много общались с коллегами из России и Украины. Для работы с клиентами, особенно в период обострения пандемии, пришлось внедрять новые онлайн-сервисы, видео- и виртуальные туры по квартирам. Эта практика прижилась. Применили и такой продукт, как тест-драйв. Работали над несколькими новыми проектами, — рассказывает Анатолий Звездин.
Директор агентства акцентирует внимание на том, что к лету люди успокоились и поняли, что с коронавирусом можно жить. Они стали проявлять активность и выходить на рынок. И все бы ничего, но пришла новая беда. Политическая нестабильность в стране снова негативно повлияла на настроения людей.
— Сегодня, оглядываясь назад, уже можно сравнивать и говорить о том, что политический кризис гораздо сильнее ударил по риэлтерскому бизнесу по сравнению с пандемией коронавируса. Сложно работать, когда начиная с августа каждую пятницу приходится закрывать офис в 16.00−17.00 или когда потребители отказываются даже разговаривать на жилищную тему. Но время идет, потихоньку обстановка стабилизируется. В сентябре-ноябре количество сделок в столице совершается на уровне 700+. Для рынка Минска это очень мало, — дополняет Анатолий Звездин.
Он отмечает, что количество сделок за последние три месяца по сравнению с февралем-мартом снизилось на 40−45%. За 11 месяцев этого года объемы рынка по отношению к аналогичному периоду прошлого года упали на 20%.
— Снижение количества сделок в нашей компании примерно такое же, как и в целом по рынку. Когда компания теряет 20% доходов, говорить об успехе и развитии очень сложно, — уточняет директор агентства.
Председатель совета БелАН также говорит о том, что в 2020 году полностью застопорилась работа по реформированию законодательства, регулирующего риэлтерскую деятельность.
— Планы и надежды на этот год были большие, но подвижек в этом вопросе, к сожалению, не произошло. Хотя участникам рынка понятно, что необходимость и острота этих вопросов не снижается, а наоборот, растет, особенно с точки зрения применения цифровых технологий, — высказывает свою точку зрения Анатолий Звездин.
Он отмечает, что все предложения по совершенствованию законодательства в риэлтерской сфере подготовлены профессиональным сообществом и доведены до Министерства юстиции. Срочно требуется не только реформирование указа № 15 о риэлтерской деятельности, но и тарифной системы.
— Профессиональное риэлтерское сообщество высказало свою точку зрения и считает, что тарифы на риэлтерские услуги должны быть отменены. Над решением этих вопросов мы будем работать и в 2021 году, — заключает Анатолий Звездин.
«Падаем в одном направлении работы, компенсируем потери за счет другого»
— 2020 год для нашей компании, как и для любой другой, был очень сложный, потому что на ведение бизнеса влияло много негативных факторов. Мы все о них хорошо знаем — это пандемия коронавируса, а также экономический и политический кризисы. В то же время, уходящий год был для нас интересным и насыщенным, несмотря на то, что стратегические задачи, которые мы ставили перед собой в этом году, выполнены только на 60%, — говорит директор группы компаний «Престиж» Андрей Вариниченко.
До этого года агентства недвижимости «Престиж» в Беларуси уже работали в Минске, Бресте и Новополоцке, а за пределами нашей страны — в Киеве и Симферополе. В текущем году компания открыла свое представительство в Москве.
Кроме того, в 2020-м компания запустила первую белорусскую франшизу на отечественном рынке недвижимости. На сегодняшний день в Беларуси под брендом «Престиж» уже работают две франчайзинговые риэлтерские организации.
В уходящем году собственной IT-организацией группы компаний «Престиж» была разработана специальная программа по новостройкам. В настоящее время агентство недвижимости является уполномоченным риэлтером по продаже новых квартир нескольких застройщиков в Беларуси, а также в Москве.
Говоря об объемах вторичного рынка жилья в Минске, Андрей Вариниченко отмечает, что в этом году количество сделок по сравнению с прошлым годом снизилось примерно на 20−30%. Примерно на столько же упала и выручка центра недвижимости. Однако за счет развития новых направлений деятельности и, в частности, программы по новостройкам, «в целом компания особенно сильно не ощутила на себе влияние кризиса».
— Мы постоянно анализируем ситуацию, и если имеем потери в одном направлении работы, то стараемся компенсировать их за счет другого вида деятельности. Конечно, в этом году мы ставили цель открыть свои филиалы или франчайзинговые офисы во всех областных городах Беларуси и выйти на европейский рынок. Но в связи с пандемией коронавируса все эти планы не смогли реализовать. Но я уверен, что эти задачи мы выполним в следующем году и откроем свои офисы еще в 15 городах Беларуси, — дополняет Андрей Вариниченко.
На функционирование любого бизнеса, в том числе риэлтерского, непосредственное влияние оказывает законодательство. Имея опыт работы в России и Украине, директор группы компаний «Престиж» отмечает, что толчком для улучшения бизнес-среды в риэлтерской сфере в Беларуси стала бы отмена тарифов на услуги.
Любой бизнес должен развиваться и быть максимально гибким, особенно в кризисные периоды. Пока в Беларуси таких условий для ведения бизнеса не создано, потому что риэлтерские компании работают по тарифам. Практика показывает, что не всегда потребитель готов оплачивать дополнительные услуги, которые на сегодняшний день не являются риэлтерскими, и их перечень постоянно растет вместе с развитием IT-технологий, считает директор группы компаний «Престиж». С другой стороны, говорит Андрей Вариниченко, риэлтерская компания не может гибко работать с продавцом и покупателем из-за тарифной системы. По мнению собеседника, в этом и заключается основной корень зла.
«Уходящий год был самым тяжелым для нас»
— Уходящий год был самым тяжелым как для компании «Бугриэлт», которая работает на рынке с 2013 года и имеет свои офисы в Бресте, Гродно, Минске и Пинске, так и для меня как специалиста, который трудится в сфере недвижимости с 2006 года. Если кто-то из коллег скажет обратное, я никогда в это не поверю, — говорит учредитель агентства недвижимости «Бугриэлт» Николай Тукин.
Он рассказывает, что в 2020-м объемы сделок в риэлтерской организации снизились на 30−40% в зависимости от города. Так, в Гродно и Пинске падение было более существенным, чем в Бресте и Минске.
— По году недополучен существенный объем выручки, и если подобная ситуация продолжится в следующем году, компании придется поставить на паузу многие свои начинания, — уточняет Николай Тукин.
Специалист также говорит о том, что негативно повлиял на рынок западных регионов и приход минских компаний, которые создали недобросовестную конкуренцию.
— Все это портит имидж профессии риэлтера в глазах потребителей, — дополняет учредитель агентства «Бугриэлт».
В связи с этим брестские компании направили в контролирующий орган конкретные предложения по изменению законодательства с расчетами и примерами, которые помогут вернуть цивилизованные условия работы на рынке, застрахуют имущественные интересы граждан и пополнят бюджет на $ 12−15 млн в год.
Несмотря на все негативные моменты, компания достигла в этом году и немало успехов. В частности, она пополнила свои ряды за счет молодых и очень перспективных специалистов; обновила формат информационных ресурсов (сайт компании, социальные сети); открыла новые направления — блог на Youtube, канал о рынке недвижимости под названием wikidom, где представлена актуальная информация о рынке недвижимости — новости, аналитика, прогнозы, консультации и т. д. Кроме того, стартовали проекты по сотрудничеству с застройщиками и инвесторами. Также компания пробует свои силы в девелопменте.
«Даже в разгар пандемии количество сделок не снизилось»
— 2020-й был годом взлетов и падений, испытаний и проверки нашей компании на прочность, поскольку мы, как и другие риэлтерские организации, были вынуждены работать в абсолютно новых для нас эпидемиологических, политических и экономических условиях, — говорит директор гомельского агентства недвижимости «Гид по недвижимости» Владимир Пелепей.
Директор агентства отмечает, что, несмотря на все сложности, компании полностью удалось сохранить команду молодых и энергичных специалистов, готовых решать любые сложные задачи. Сейчас риэлтерская организация создает и внедряет свой колл-центр; тестирует различные системы получения и обработки данных CRM.
Еще в прошлом году благодаря совместной работе агентства с банками удалось внедрить в работу новый продукт, который позволяет безопасно производить взаиморасчеты между продавцами и покупателями.
В этом году компания вышла на новый уровень и стала работать с застройщиком. Как эксклюзивный уполномоченный риэлтер, в 2020-м она реализовала 19 квартир в новом жилом доме застройщика.
Владимир Пелепей отмечает, что рынок недвижимости Гомеля специфичен и традиционно отличается по своей структуре от Минска и других крупных городов Беларуси.
— Гомельчане консервативны и не желают принимать решение о покупке объектов недвижимости без личного осмотра. Онлайн-сервисы, видео обзоры, виртуальные туры в городе пока не работают, поэтому даже в острый период пандемии коронавируса специалистам приходилось лично сопровождать клиентов на показы квартир, вживую вести переговоры со сторонами сделок и т. д., — дополняет директор агентства.
Примечательно, что за 11 месяцев 2020 года компании удалось реализовать на 5% объектов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Даже в апреле, в разгар пандемии коронавируса, количество сделок в агентстве не снизилось за счет не закрытых договоров в предыдущие месяцы.
Также читайте у нас:
По $ 500 не будет? Стоит ли бежать покупать квартиру до Нового года и что будет с ценами на минской «вторичке» в 2021 году — прогнозы экспертов
Сдать квартиру за 59 секунд. Риэлтер рассказывает, как агентство недвижимости уходит в Tik-Tok и Youtube