— События весны 2020 года, когда начал активно распространятся коронавирус, очень сильно повлияли на рынок недвижимости, в том числе и аренды. Причем вирус повлиял как на арендодателей, так и на арендаторов. И если говорить об изменениях с начала марта, то больших изменений нет, это все продолжается.
Собственники сейчас стали более лояльны к выбору арендатора, потому что арендаторы сейчас не уверены, что будет дальше. Если раньше у людей было желание и возможность работать и снимать квартиру, выше уровнем или ниже — не важно, то у людей была отложена валюта на этот счет, и они спокойно могли менять себе жилье. Сейчас люди не знают, что будет завтра, и все эти доллары лежат под подушкой, а они сидят в своих старых квартирах. Люди не знают будет ли у них завтра работа, жилье, их страна, да и вообще — что будет дальше людям не понятно. Это мои предположения, и этим я стараюсь объяснить, почему нет ажиотажа на рынке аренды. Я полагаю, что именно политическая ситуация сейчас сбивает с ног людей.
Но с середины октября ситуация начала как-то вставать на ноги. Если раньше все события носили какой-то форс-мажорный характер, то сейчас люди понимают, что в этом всем нужно жить. Все привыкли к этому и вот этот политический кризис начал носить стабильный характер, стабильный фон жизни, которая продолжается. Всё-таки недвижимость — это не желание, а потребность людей. Есть потребность переезда, покупки, аренды, сдачи. Люди понимают, что с политической ситуаций придется жить. Акклиматизация произошла, и появился более-менее оборот клиентов.
Также к нам сейчас приезжает немалое количество айтишников. Как я понимаю, на те должности, которые сейчас освобождаются из-за политической ситуации, когда людей увозят за границу, набирают новых специалисты из России, Литвы, Казахстана. Так вот на место старых приезжает немалое количество новых айтишников, которым нужно где-то жить. А так как мы в своей компании прокачиваем работу с айтишниками, то сейчас мы получаем немалое количество запросов именно с этой сферы. Понимаем, что люди приезжают и у них сейчас потребность в жилье. Причем приезжает большое количество людей. Может им тут какие-то условия интересные предлагают, не знаем.
Ценник на аренду меняется всегда, когда собственники чувствуют небольшой клиентооборот. Если раньше конкурентность рынка заключалась в красивых вариантах, ремонтах, месторасположениях, то сейчас этого предостаточно. Сейчас конкурентность только в рамках ценника. Поэтому чем ниже цену ставит собственник, тем больше он получит клиентов на свою квартиру. На это мы и подталкиваем людей. Потому что можно сдавать квартиру за ценник августа или марта, но она простоит пустой до Нового года, пока там не прояснится ситуация. Можно вообще не сдавать, но квартира будет тянуть «коммуналку». А можно прийти к рыночному ценнику, поставить на те же $ 50 меньше, потому что ценник не очень изменился по отношению к концу лета, и сдать ее за неделю. И это не по одному, трем, пяти объектам, а в целом по рынку. А сегодня людям сэкономить 50 $ на аренде жилья в этой непонятной ситуации — праздник. Когда собственник это понимает, мы тогда приводим к нему клиентов.
Стоит, к примеру, сейчас квартира за $ 500 — вообще никто не идет. Снижает на $ 50 — на следующий день 5 клиентов. Если, конечно, качество квартиры соответствует ранее заявленной цене.
Средний ценник, в целом, зародился во время коронавируса весной, когда они обвалились конкретно, и уже успел устояться. За лето почти ничего не изменилось. Но как я и говорил, есть еще падение на ± $ 50 из-за политической ситуации, но правила игры по ценнику изменила весной пандемия. До коронавируса мы могли поехать на хорошую «однушку», когда у нас в кармане есть $ 300+. Сейчас за $ 250 можно найти очень хорошую квартиру. «Двушки» с отличным ремонтом сейчас стоят за $ 350, а «трешки» от $ 450. Это если говорить вот прям про хорошие квартиры.
«Бабушатники» также пользуются спросом. Просто есть определенная категория людей, которые берут такие квартиры. У нас еще есть студенты, которые не могут себе позволить квартиры по $ 400. А вот скинуться по $ 100 и съехать из общаги в квартиру со стареньким ремонтом — с удовольствием.