— Какие первоочередные задачи стоят перед КонфАН?
— Последние два года Конфедерация принимала активное участие в разработке нормативно-правовых актов в сфере риэлтерских услуг и недвижимости в целом. Это направление деятельности было основным и занимало у нас очень много времени. Мы продолжим заниматься этой работой, потому что видим и понимаем, что законодательство о риэлтерской деятельности требует реформирования.
Недавно проходило общественное обсуждение законопроекта о лицензировании. Лично я не увидел в этом документе никаких новелл в части ведения риэлтерской деятельности.
Белорусская ассоциация «Недвижимость» совместно с КонфАН дала свою оценку документу. Она заключалась в том, что нужно концептуально пересмотреть подход к нарушениям лицензиатов.
На мой взгляд, за нарушение законодательства при оказании риэлтерских услуг агентство недвижимости нужно не лишать лицензии, а наказывать их рублем. То есть они должны нести финансовую ответственность. Лишение риэлтерской организации лицензии наносит гораздо больший ущерб не ей самой и ее специалистам, а потребителям услуг.
Пока притормозилась работа и над внесением изменений и дополнений в Указ № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь». Думается, что она получит свой новый толчок после выборов президента. А в это время мы займемся образовательными и IT-проектами.
Еще одна важная задача — это работа над повышением имиджа профессии риэлтера. Мы видим, что сегодня глубоко и целенаправленно никто не работает в этом направлении и не имеет четкой программы действий. Конфедерация имеет эту программу.
Статистика показывает, что большое количество сделок на рынке совершается с участием риэлтеров. Но если отдельных потребителей не устраивает качество риэлтерской услуги в том или ином агентстве недвижимости, они имеют право решать свои жилищные вопросы самостоятельно. Данная услуга — не обязательная и не социальная.
КонфАН через интернет будет доводить до потребителей положительные отзывы о работе риэлтеров и агентов, которые в общей массе составляют 90%. По данным Министерства юстиции, на работу агентств недвижимости ежегодно поступает порядка 100 жалоб. Но если сравнить эту цифру с количеством заключаемых риэлтерами договоров на оказание услуг, а таких каждый год фиксируется порядка 15 тысяч, то вывод напрашивается сам собой. Негатива в отношении работы агентств недвижимости гораздо меньше, чем это принято считать. Поэтому нужно доносить до широкого круга потребителей реальную картину. И мы будем этим заниматься.

- Собрание КонфАН, июль 2019. Источник фото: КонфАН