Хронология событий
Первыми, кто ощутил влияние последствий коронавируса, были туристическая сфера, сфера гостеприимства. Падение выручки начало ощущаться еще до того, как в Беларуси зафиксировали первые случаи заболевания (падение продаж путевок, последующий возврат купленных туров, снижение потока иностранных туристов и прочее).
Первая неделя марта (27 февраля в Беларуси был зафиксирован первый случай заболевания): влияние коронавируса отчетливо ощутили отдельные категории арендаторов — общепит (оффлайн), развлечения — кино, детские центры. При этом степень падения отличается для разных типов заведений: есть разница в падении между ресторанами, кофейнями и кальянными, сетевыми заведениями и нет, также важно — есть онлайн-доставка или нет.
На второй неделе марта (12-я неделя 2020 года) арендаторы ощутили влияние девальвации рубля. У кого-то рублевая выручка выросла (в первую очередь, бытовая техника и электроника), в основном же выручка в валютном выражении сразу просела примерно на 20%. К числу арендаторов с уменьшающимися посещаемостью и чеками добавились и традиционные: обувь, одежда.
На третью неделю (13-я неделя 2020 г.) и далее подавляющее большинство арендаторов ощущало на себе сокращение как посещаемости, так и выручки. Помимо явлений самоизоляции и девальвации, добавился рост фактической безработицы и падение доходов населения. Статистики на этот счет, к сожалению, нет, но ряд компаний по всей стране отправили в неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска своих сотрудников. Прогнозировать будущее людям стало сложно: неизвестно, будет ли завтра работа и зарплата. Эта ситуация также повлияла на траты в торговых центрах и магазинах, явившись дополнительным фактором снижения выручки общепита и магазинов.
Характерно, что по ряду наиболее чувствительных категорий арендаторов снижение выручки идет со все ускоряющимся темпом (экспоненциально сокращается) и напоминает график роста инфицированных коронавирусом в мире, где количество случаев экспоненциально увеличивается. Так, по данным одного из операторов магазинов категории «обувь и одежда», падение в одном из крупных ТРЦ Минска на 11-й неделе было небольшим, а вот спустя две недели уже можно было говорить о падении до 40%. В этой ситуации сложно прогнозировать что-либо оптимистичное и вести переговоры с арендодателями: ситуация меняется ежедневно, и запрошенная, например, сегодня скидка к ставке аренды 20% завтра уже не актуальна, т.к. для поддержания магазина на плаву требуется уже 40%, и так далее.
Если говорить усредненно для торговых центров Минска, то по многим категориям арендаторов падение выручки за 14-ю неделю 2020 года составило 70−80% плюс-минус 10%. При этом показатели в целом за март (что еще принимается в учет некоторыми девелоперами, но все больше становится просто частью истории), естественно, менее удручающие, и тут усредненные падения могут выглядеть, как 30−50%, хотя есть менее пострадавшие (практически без падений выручки) и более пострадавшие (досуг, общепит).
Здесь следует отметить, что, как правило, вся отчетность, уплата аренды у нас всегда была привязана к месяцу. И если взять показатели работы сетей за март, то ситуация выглядит совсем по-другому: в целом цифры падения намного меньше, а у ряда категорий или отдельных сетей могут оказаться даже положительные результаты работы (бытовая техника, ювелирные). Однако такой подход не самый показательный, так как ситуация очень динамична и меняется ежедневно. Это как принимать решения о борьбе с вирусом исходя из ежемесячного мониторинга, а не ежедневного. Несмотря на то, что март в целом у некоторых был не таким провальным, учитывая падение выручки практически до нуля, апрель многие могут не пережить, поэтому для анализа здесь нужны более короткие временные интервалы: например, анализ и расчет аренды исходя из еженедельных отчетов. Что, возможно, сказать проще, чем сделать, т.к., например, у банков расчеты по выплате кредитов также происходят ежемесячно.
Что будет дальше
Ситуация как с коронавирусом, так и с показателями ритейлеров меняется ежедневно. По мнению ряда аналитиков, Беларусь еще не достигла пика эпидемии, и самое сложное еще только предстоит, а последствия для белорусского ритейла уже плачевные. Хотя, возможно, такого пика, как в Европе, в постсоветских странах может и не быть. Но, тем не менее, видимо, ситуация далее может ухудшаться, особенно в местах массового скопления людей, то есть в торговых центрах.
Это означает, что группа арендаторов, которые не могут нести операционные расходы, будет расти. При этом во многих случаях снижение аренды для таких арендаторов уже не поможет. Это связано с тем, что выручка должна покрывать ряд затрат арендатора. Для примера усредненную структуру затрат от выручки можно представить следующим образом: 10−20% аренда, 20−40% ФОТ, 10−20% маржа, а также расходы на закупку, эксплуатация и коммуналка, маркетинг и прочее.
В этой ситуации падение выручки более чем на 50% (а у ряда арендаторов падение уже более 80%) означает, что прибыли нет, возможности платить аренду нет и возможности платить зарплату всем сотрудникам также нет. В какой-то момент, когда на зарплаты и прочие расходы не хватает выручки (для различных операторов это разные цифры, но в данном примере — от 60% и более), магазину, чтобы не уйти в банкротство, нужно просто закрываться, распустив людей за свой счет и обнулив аренду. В этой ситуации даже нулевая ставка аренды не поможет, т.к. аренда обычно составляет до 30% от выручки, а если выручка просела, например, на 70%, то возникает вопрос по ресурсам для всех остальных расходов. Поэтому зачастую единственная мера для арендаторов с существенным падением выручки — закрытие точек с роспуском людей и нулевой арендой. Части арендаторов снижение аренды еще может помочь, но это, как правило, те, у кого снижение выручки не такое существенное, а таких арендаторов все меньше.
При этом если верить полученным усредненным показателям для выручки по большинству арендаторов, то снижение аренды на 20−30% уже мало кому поможет (некоторые арендаторы из третьей категории), особенно если учесть стремительное ухудшение ситуации. То есть с сохранением существующих тенденций мы идем к тому, что ряд магазинов, особенно что касается небольших сетей и индивидуальных предпринимателей, будет закрываться.
При этом с закрытием магазинов количество вопросов в сегменте не уменьшается: а что будет с девелоперами, с банками и прочими? Ведь если девелопер перестанет взимать арендную плату, то за счет чего платить кредит банку? Банки могут реструктуризировать кредиты, но существенно снизить кредитную нагрузку без посторонней поддержки банку также сложно. В странах, где введен карантин, такую поддержку оказывает государство, а далее государство обращается за помощью к мировому сообществу. У нас пока рассчитывать на государство не приходится: бизнес выживает самостоятельно — не благодаря, а вопреки.
Выводы
Сегодня никто не знает, что будет дальше, и далеко не у всех, даже крупных игроков есть план на срок более одного месяца. Однако в текущих обстоятельствах для стабилизации ситуации, во избежание нанесения ущерба ритейлу в целом, можно рекомендовать следующее:
- Максимальная прозрачность информации. При этом информация необходима от всех сторон. Со стороны арендодателей: о посещаемости ТРЦ, затратах на эксплуатацию, маркетинг и прочее. Со стороны арендаторов: о выручке, конверсии и посещаемости магазинов.
- Более короткие интервалы для анализа данных и оплаты аренды — месяц сегодня уже слишком долго, не все могут дожить до конца месяца.
- Общение и переговоры: как ни странно, но, несмотря на то, что хотя бы на словах многие арендодатели и арендаторы готовы к переговорам, тем не менее, некоторые не готовы к конструктивному диалогу.
- Взаимные компромиссы: ситуация сегодня такова, что каждая из сторон в отдельности не в состоянии в одиночку нести риски и убытки. Только совместно, только разделив бремя негативных последствий, бизнес сегодня может выжить. Это требует решений, основанных на реальных показателях, и понимания бизнес-моделей контрагентов. Некоторые арендодатели несут валютные расходы на кредиты, некоторые — нет, арендаторы не могут платить не то, что аренду, но и зарплату сотрудникам, и прочее. Поэтому переговорный процесс предполагает участие всех сторон: арендаторы, арендодатели, банки, государство.
- В ближайший месяц с высокой долей вероятности ситуация может ухудшиться, что в ряде случаев может привести к необходимости закрывать точки продаж отдельных операторов. Возможно, это начнется уже на этой неделе, и ряд арендаторов будут вынуждены закрывать свои объекты. К этим решениям и сценариям нужно быть готовым всем сторонам: зачастую закрыть объект сегодня — единственный способ выжить, особенно для небольших сетей.
- Дальнейшая работа над вопросами господдержки бизнеса.
Читайте также:
Как проводить оценку имущества в условиях пандемии и экономического кризиса. Рекомендации НКА
Долгострой на Бабушкина, или Как Индия передумала выпускать в Беларуси препараты для лечения рака и СПИДа