«В Москве риэлтеры не боятся ничего, и это очень сказывается на качестве работы»
— Помимо названного, чем конкретно отличается российский рынок от белорусского?
— Первое различие: там нет понятия эксклюзивного договора. В Москве собственник имеет право заключить договоры на оказание услуг хоть с 10 агентствами и еще вдобавок выставить свой объект в рекламу. На мой взгляд, это плохо, потому что рекламы очень много и она бессистемная. В России это никак не наказуемо. Объекты в итоге продаются просто через понижение цены.
Даже если собственник позвонит в какое-то агентство и скажет снять объявление, то более половины агентств снимать объявление не станут просто потому, что им за это ничего не будет. Поэтому очень круто, что в Беларуси есть такое понятие, как эксклюзивный договор, когда собственник работает только с одним агентством недвижимости. Потому что риэлтер, с которым работает собственник, заинтересован не просто продать объект как можно быстрее, а сделать это по наиболее выгодной цене.
Поработав на российском рынке недвижимости, могу сказать: я рада, что в Беларуси есть Министерство юстиции и его боятся. Потому что в Москве риэлтеры не боятся ничего, и это очень сказывается на качестве работы.
Есть еще одно фундаментальное отличие: московский рынок работает в большей степени с покупателями, а не с продавцами. То есть они находят покупателя и ездят с ним по объектам в поисках подходящего.
Также в России нет никаких условий оплаты услуг риэлтера, здесь все зависит только от конкретных условий договора. То есть риэлтер (агентство недвижимости) может взять за свою работу и 1%, и 10% от сделки. Но я успела узнать, что между российскими риэлтерами есть негласная договоренность, что оплата услуг начинается от 3%. И, кстати, большинство агентств столько и берет. Если же в сделке участвует 2 агентства недвижимости (один от продавца, другой от покупателя), то комиссию оплачивает продавец и она между риэлтерами делится пополам (по 1,5%). Это, на мой взгляд, очень круто.
— Может ли белорусский риэлтер чему-то научить российского?
— Белорусский риэлтер может привнести на российский рынок некую структурированность и цивилизованность что ли. У них нет общих правил, как выставлять объекты на продажу, как выстраивать работу с клиентами и конкурентами. Этому безусловно стоит поучиться у белорусов.
Не знаю, хорошо это или плохо, но белорусский рынок недвижимости отличается огромным спокойствием по сравнению с рынком недвижимости в Москве. Риэлтеры у нас могут спокойно работать, зная все основные правила игры. В Москве таких правил нет.
Но чему стоит поучиться всем нам — так это энергии Москвы. Люди там стремятся развиваться, зарабатывать деньги, двигаться вперед, придумывать что-то новое и глобальное. Москва заряжает на все это.
— Тем не менее, Вы вернулись в Минск. В одном из разговоров Вы упоминали, что сложная ситуация с пандемией коронавируса может стать одной из возможностей заработать деньги. Как?
— Я вернулась в Минск, но как только откроют границы и наладится ситуация с коронавирусом, сразу же вернусь в Москву. Однако я считаю, что сейчас очень сложная ситуация в мире, и такое время может стать настоящим финансовым трамплином для кого-то. Сегодня те, кто зарабатывает деньги на покупке и продаже объектов недвижимости, могут заработать еще больше и довольно быстро. Сегодня выгодно продавать объекты недвижимости у нас в Минске и покупать объекты недвижимости в Москве, имея на руках доллары. Потому что там рынок в связи с курсом российского рубля просел очень сильно. Конечно, речь идет о капитале не менее $ 100 тысяч. Как один из вариантов — покупка квартиры в Москве с целью последующей сдачи ее в аренду. Но на самом деле возможностей намного больше.
- Фото использовано для иллюстрации. Источник: citymoscow.ru