Торгово-развлекательные центры вытеснят community-центры
По мнению эксперта, с развитием онлайн-ритейла первыми «уйдут» с рынка объекты с исключительно торговой направленностью. Потребители, имея возможность приобретать товар в интернете с бесплатной доставкой и по выгодным ценам, просто перестанут ходить в магазины за покупками. Востребованными станут центры с социальной зоной притяжения, где можно будет пообщаться или развлечься. Однако не все объекты смогут перестроиться под новый формат:
— Именно сегмент развлечений сможет заставить людей выйти в офлайн, когда все покупки можно будет делать из дома. У любого человека есть потребности, и они, слава Богу, не ограничиваются покупкой еды или стирального порошка. Мы хотим заниматься спортом, учиться новому, общаться, танцевать. Это тренд, который набирает обороты и в России, и в Беларуси. Если говорить о трансформации, то привычные торговые центры плавно переходят в community-формат с располагающей атмосферой, большим числом кафе, ресторанов, услуг и общественных зон.
Правда, не все объекты смогут перестроиться под новые реалии. Недвижимость сделана из стекла и бетона и далеко не так гибка, как хотелось бы. Учитывать это нужно еще на этапе проектирования, потому что потом думать о модернизации уже поздно. Если ты построил объект с низкими потолками и узкими коридорами, то открыть кинотеатр в нем не сможешь, как бы сильно не захотел.
Вместе с тем, сегодня классическая торговля готова платить больше, чем сегмент развлечений, поэтому стоит выдерживать баланс и не бежать впереди рынка. Выиграет тот собственник, который сможет корректировать свой объект в соответствии с потребностями покупателей и арендаторов.
Как не вылететь в трубу
Впрочем, экспериментировать в сфере развлечений нужно осторожно, необходимо щупать рынок, знать интересы людей, предугадывать желания. Это тонкая грань, которую пока чувствуют не все собственники ТРЦ:
— Не всегда нужно гнаться за эксклюзивом, чтобы торговый центр был востребован. У любого уникального формата вау-эффект ограничен по времени. И собственнику нужно быть готовым к тому, что этот срок будет короче, чем он планирует. Интерес к развлечению может пойти на спад естественным образом, либо подобные форматы откроют моллы в других локациях, спрос перераспределится и уникальность будет потеряна.
Если говорить о новом минском ТРЦ Palazzo с первой в стране аэротрубой, на мой взгляд, с презентацией аттракциона собственник поторопился. Все-таки главная цель торгового центра продавать, а не развлекать. И открывать аэротрубу для посетителей стоило при заполненном торговом центре и работающих магазинах. Тогда и вау-эффект был бы более полезным с точки зрения экономики.
Кроме того, сам аттракцион имеет два минуса: высокая стоимость билета, которая исключает частое посещение аттракциона, и очень низкая пропускная способность — летать может только один человек, и количество сеансов за сутки ограничено. При открытых витринах люди, ожидающие своей очереди, могли бы провести время в магазинах. Но в итоге они удовлетворили свой интерес в новом развлечении, но пока не нашли других точек притяжения в молле, которыми могли бы стать магазины и бренды.