В Швеции налоговые ставки одинаковые как для организаций, так и для физических лиц, владеющих жилой и коммерческой недвижимостью, и различаются только в зависимости от вида объекта.
В Беларуси же организации несут большую налоговую нагрузку, которая в 10 раз выше по сравнению с нагрузкой физических лиц.
— Думается, что было бы более справедливо, если бы и в Беларуси налог на недвижимость для юридических и физических лиц был бы одинаковый. Это, конечно перспектива, потому что одномоментно сократить 10-кратный разрыв очень сложно, — уточнила Ирина Криворощенко.
В Швеции налоговые службы очень плотно взаимодействуют с оценщиками. Специалист налоговой службы обладает знаниями и навыками по оценке недвижимости. Он понимает модели оценки, как происходит зонирование, как определяются оценочные зоны и т. д., чего до начала проекта вообще не было в Беларуси.
— Теперь, когда мы разговариваем с оценщиками, понимаем, о чем они говорят, а они стали разбираться в процессе исчисления налогов. Сейчас мы говорим с оценщиками на одном языке, — сказала чиновник министерства.
В Швеции для начисления налогов используется единая информационная электронная база, и работать с ней намного проще, чем если бы она была на бумажных носителях. Эти данные используются не только в целях оценки, но и для исчисления имущественного налога. При этом шведская налоговая служба сама определяет налоговую базу, насчитывает налоги и организациям, и физическим лицам и направляет им уведомления. «Это очень положительный момент», — уточняет Ирина Криворощенко.
В Беларуси учет объектов физических лиц, определение налоговой базы и исчисление двух налогов производят налоговые органы, а организации сами исчисляют земельный налог и налог на недвижимость и представляют декларации налоговикам.
— В перспективе мы тоже хотим сделать так, как в Швеции, чтобы налоги считала не организация, а налоговый орган, обладая полной информационной базой, — дополнила Ирина Криворощенко.