Миссия оказалась невыполнима
Десять лет назад, когда правительство привлекало кредит МВФ, валютный фонд настоятельно рекомендовал Беларуси запустить приватизацию. Власти валютному фонду обещали, что приватизация будет, а для этого создадут Национальное агентство инвестиций и приватизации. Продавать госактивы, кстати, планировалось как зарубежному, так и национальному частному бизнесу.
В 2010-м агентство появилось, в указе о его создании было написано, что НАИП организует «проведение аукционов (конкурсов) по продаже объектов приватизации».
«Приватизация идет медленными темпами, но создание полностью работоспособного НАИП позволит активизировать этот процесс», — надеялся МВФ в 2011 году.
Восемь лет назад, в 2011-м, созданное Национальное агентство инвестиций и приватизации совместно с Всемирным банком занялось подготовкой восьми предприятий к приватизации. В последующие годы правительство одобряло подготовку к приватизации и других акционерных обществ, принадлежащих государству.
Однако по факту ни одной (!) приватизационной сделки, которые готовило агентство совместно с пулом авторитетных экспертов Всемирного банка, заключить в 2011—2018 годах не удалось.
По сведениям [удалено].BY, причин, по которым агентству не удавалось завершить приватизационные сделки, было несколько. Но главная — несогласие инвесторов с условиями приватизации.
Благодаря обширной сети контактов Всемирного банка инвесторов, проявлявших интерес к белорусским госактивам, удавалось найти и даже привезти их на белорусские заводы. Зарубежные и белорусские инвестконсультанты работали над подготовкой приватизационных сделок и, казалось, что приватизация будет. Ан нет!
От потенциальных инвесторов белорусская сторона требовала сохранить численность работников на продаваемых госпредприятиях, а инвесторы выставляли в ответ встречные условия (преференции по участию в госзакупках, налоговые льготы), чтобы повысить привлекательность сделки.
Также пилотные приватизационные проекты не удалось реализовать по причине того, что между государством и инвесторами возникали расхождения по цене белорусских госактивов.
Государство (силами агентства) пыталось продать госактивы фактически по их балансовой стоимости (опираясь на затратный метод оценки), а инвесторы оценивали белорусские госактивы иначе (методом дисконтирования денежных потоков), исходя из ожидаемого дохода, который эти бизнесы в состоянии генерировать.
В общем, отсутствие подходов к приватизации, с которыми могли согласиться инвесторы, привело к тому, что пилотные приватизационные проекты НАИПу реализовать не удалось.
Ввиду отсутствия приватизационных успехов в деятельности агентства закономерно возник вопрос, что с этим агентством делать, какие функции оно способно выполнять.
И вот результат. Проект концепции совершенствования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, с которым ознакомился [удалено].BY, предполагает реорганизацию Национального агентства инвестиций и приватизации.
Документ, который подготовило Министерство экономики, сейчас находится в правительстве.