Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Регистрация

Вместо жилья — дороги и паркинги? «Минскградо» планирует радикально перестроить район железнодорожников

28.11.2018 1 2853

Администрации Московского и Октябрьского районов совместно проводят общественное обсуждение проекта застройки района железнодорожников. Небольшой квартал между транспортными коридорами и промышленной зоной «Минскградо» собирается кардинально изменить. Все жилые дома (в том числе старейшие 2-этажки Минска) могут снести, а на их месте — возвести новые дороги, развязки и паркинги. Впрочем, в районе обещают открыть новый музей.

Где находится район?

Официальное название проекта — «Градостроительный проект детального планирования территории в границах проспекта Жукова — улицы Железнодорожной — улицы Суражской — улицы Московской — улицы Вирской». От улицы Московской вглубь района отходит улица Брест-Литовская.

Площадь проектируемой территории — 62,7 гектара. Большую её часть занимают объекты Минского вагоноремонтного завода. К жилой застройке района относятся небольшой частный сектор, несколько общежитий для железнодорожников и пару многоквартирных жилых домов.

Опорный план. Нажмите на фото для увеличения

Всё жильё снесут? Под угрозой возможные памятники архитектуры

По жилищному фонду «Минскградо» предлагает избавиться от всего жилья площадью 8,9 тысячи кв.м. Государственная проектная организация хочет снести как жилые дома высотой от 1 до 3 этажей, так и частные дома. Под снос могут пойти 27 усадеб и 22 квартиры. Сохранить проектировщики готовы лишь семейные общежития, однако их трансформируют под общественные объекты. Сейчас обеспеченность жителей района пространством составляет 14,8 «квадрата» на человека.

В группу зданий, оказавшихся под угрозой исчезновения, попали 8 домов в Автодоровском переулке. Среди них — старейшие 2-этажные дома Минска, которые краеведы призывают внести в список историко-культурных ценностей. Согласно документам, деревянные дома возвели в 1900 году, а по слухам — ещё в 1870-м. В некоторых квартирах живут уже несколько поколений железнодорожников. Об уютном старосветском квартале Realt.by рассказал несколько лет назад.

Бывшая больница может стать музеем врачей не предупредили

По общественному фонду «Минскградо» намерено сохранить бывшую железнодорожную больницу, которая является историко-культурной ценностью. После реконструкции в здании могут открыть музей Белорусской железной дороги (БЖД). Рядом с бывшей больницей находятся административные объекты БЖД (в частности, главный расчётный центр) — их также собираются оставить.

На прилегающей территории рассчитывают расположить открытую экспозицию музея с объектами обслуживания туристов: например, кафе. Напротив будущего музейного комплекса находится ещё один памятник архитектуры — водонапорная башня. «Минскградо» готово объединить эти памятные объекты в единый культурно-просветительский центр.

Детальный план. Нажмите на фото для увеличения

Заместитель главного врача больницы № 11 по медицинской части Елена Громыко поинтересовалась: куда «Минскградо» планирует переселить 70 коек хосписа, который размещается в здании экс-больницы БЖД? По словам медика, сейчас учреждение здравоохранения обслуживает жителей 4 близлежащих районов.

Для администрации больницы проект «Минскградо» неожиданность: мы поражены, что без ведома администрации, без согласования с комитетом по здравоохранению проектировщики приняли решение, которое касается многих людей. При этом за последние 2 года на реконструкцию здания потратили около 500 тысяч рублей из бюджета.

Заместитель главного врача больницы № 11 по медицинской части Елена Громыко

Главный архитектор проекта (ГАП) Александр Старостенко сослался на гигиенические нормы, согласно которым размещение лечебного объекта на данной территории запрещено. Эксплуатация здания бывшей больницы БЖД по прямому назначению — мера вынужденная, пояснил разработчик проекта. По тем же гигиеническим соображениям в общественные объекты рассчитывают перестроить общежития БЖД.

Главный архитектор проекта Александр Старостенко

Предприятия планируют вынести но не все

По производственному фонду «Минскградо» задумало трансформировать Минский вагоноремонтный завод (ВРЗ): заводскую территорию увеличат за счёт ликвидации предприятий БЖД, а также складского и коммунального хозяйства. С проектируемой территории вынесут «Белжелдорснаб» и производственную базу МГЧ-1.

Мы выводим отсюда эти предприятия, так как производства такого рода в центральной части города размещаться не могут, — объяснил Александр Старостенко. — ВРЗ решили сохранить, потому что предприятие работает на полную загрузку, приносит прибыль и платит налоги в бюджет города.

Улица Брест-Литовская — одна из самых любопытных в Минске. С обеих сторон она зажата двумя железными дорогами, а попасть на улицу можно только с Западного моста. Брест-Литовскую «Минскградо» придумало оптимизировать: отсюда могут вынести пакгаузы и ликвидировать подъездные пути к ним. На этой территории проектировщики предлагают выделить инвестиционные площадки.

В начале улицы Брест-Литовской могут разместить РУВД Октябрьского района. Его хотят перенести сюда с улицы Фабрициуса, которая находится в Московском районе. Через 2 железные дороги собираются перебросить пешеходный мост, который соединит улицу Суражскую с улицей Вирской. Возможная трансформация улицы Вирской описана в другом проекте.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) вокруг всех предприятий Минска должна составлять не более 50 метров, рассказал Александр Старостенко. Жители пожаловались, что зачастую эта норма не соблюдается: СЗЗ гораздо уже, чем следует. Предприятия БЖД вынесут в зоны вокруг Минска, которые резервируют для развития железной дороги, добавил специалист «Минскградо».

Где хотят проложить новые дороги?

Через район железнодорожников может пройти новая магистраль: она соединит улицу Щорса с улицей Автодоровской и улицей Машинистов. Возле водонапорной башни на пересечении проектируемой магистрали с проспектом Жукова построят 2-уровневую развязку.

Под улицей Суражской проходят 2 пути 1-й линии метро. Строить над коридором метрополитена ничего особо не рекомендуют, рассказал Александр Старостенко. Между путями расположат многоуровневые стоянки с магазинами. Отсюда вынесут базу «ДорОрс», оставив при этом сам магазин.

Возле локомотивного депо 2 моста над железной дорогой объединят в единый пешеходный маршрут: от музея БЖД можно будет напрямую попасть на улицу Вирскую. Саму улицу соединят с тем её фрагментом, который пересекает проспект Жукова и лежит параллельно улице Брилевской.

Вдобавок за домом № 46 по улице Брилевской могут спроектировать новый перекрёсток Брилевской и Вирской, за которым Брилевская может изменить траекторию и уйти резко в сторону от Вирской.

Нужно больше паркингов?

На месте обречённого на снос жилья «Минскградо» планирует возвести многоуровневые гараж-стоянки для автомобилей жителей жилого массива, который градостроители ранее запроектировали на месте других частных домов: в Грушевке к западу от улицы Железнодорожной.

Эта территория непригодна для размещения объектов каких-либо других функций из-за неблагоприятной экологической обстановки, — сообщил Александр Старостенко.

Возле новой развязки с проспектом Жукова расположат плоскостную автостоянку на 80 мест. В одном из многоуровневых паркингов появится 500 машиномест, в другом — 1500. В обоих паркингах откроют магазины — это распространённый вариант для Минска, говорят градостроители.

Возле въезда на вагоноремонтный завод возведут паркинг для работников предприятия. Для ВРЗ необходимо предусмотреть 2-й въезд, объяснил Александр Старостенко. Основной въезд на завод открыт с улицы Суражской, запасной появится на проектируемой магистрали.

Железнодорожный путь к комбинату силикатных изделий пересечёт новую дорогу в одном уровне. «Минскградо» не видит здесь препятствия для движения: этот путь используют лишь раз в сутки, да и то ночью.

Что думают жители района?

Мнения жителей района о проекте разделились. Владельцы добротных усадеб не желают переезжать из тихого уютного квартала. Некоторые люди живут в домах площадью несколько сотен квадратных метров. Эти жильцы не представляют, как они будут получать взамен своего дома квартиру или даже несколько.

Что делать людям, которые живут не в ветхих, а в ухоженных домах? Снесут всех, непреклонен Александр Старостенко. По генплану на проектируемой территории предусматривают жилую многоквартирную застройку смешанного типа с коммунальной и общественной функцией.

Градостроитель признался: в «Минскградо» уже обращались активисты, которые требуют сохранить старейшие 2-этажки Минска.

Я проектировщик, а не политик или экономист, — признался Александр Старостенко. — Кому-то эти дома нравятся, кому-то нет.

Некоторые жители района не возражают против сноса. Жительница Невского переулка согласна переехать в новое жильё. По её словам, ещё не так давно жителям переулка приходилось выходить в туалет на улицу. Теперь уборную оборудовали в доме, однако окна здания смотрят прямо в насыпь, по которой проложили проспект Жукова.

Предоставят ли владельцам гаражей новое помещение для хранения имущества? Это определит Мингорисполком и местная власть, ответил проектировщик.

Жителям района пока не стоит беспокоиться о сносе, признался Александр Старостенко: инвестора на проектируемую территорию власти Минска пока не нашли.

Зачем же вы внесли в проект снос наших домов? — недовольно загудел зал.

Мы обязаны учесть в проекте такую возможность, — разъяснил проектировщик.

Активист Дмитрий Ковалгин советует местным жителям не расслабляться: в большинстве случаев снос жилья и компенсации его жителям — задача инвестора. Тем не менее, в Минске бывали случаи, когда зачисткой территории занималось управление капитального строительства (УКС).

— Вы собираетесь сносить частный сектор десятилетиями, всё это время не даёте нам реконструировать наши дома, а потом утверждаете, что они имеют непрезентабельный вид надоела эта неопределённость! — возмутились жители.

Активист Дмитрий Ковалгин (справа)

«Почему вы решаете задачу инвестора?»

Слушатели презентации предложили градостроителю альтернативу паркингам на месте жилья.

Усадьбы находятся в частной собственности! По какому праву вы хотите их отобрать?

На основании генерального плана развития Минска!

Если уж сносите жильё, почему бы не засадить территорию деревьями? Рядом проектируете музей, так пусть там будет и парк!

Недалеко построим жильё, людям нужно будет ставить автомобили.

Что мешает строить подземные паркинги под жилыми домами, как в Европе? К тому же, можно сэкономить место.

Вы представляете себе, сколько это будет стоить?

А почему вас это волнует? Это проблема будущего инвестора!

Инвестору и так нужно будет переселить людей, на голый паркинг мы никого не найдём. Поэтому мы добавили в паркинг магазины, чтобы он быстрее окупился.

Почему вы решаете задачу инвестора? Он построит то, что вы укажете в регламенте. И почему паркинг должен строить инвестор, а не город?

Жители района заметили: в районе уже пустует парковка.

Кто будет ставить машину на паркинге с ценой машиноместа, равной 1-комнатной квартире?

Какие сроки реализации проекта?

Проект планируют реализовать в 2 этапа. На 1-м этапе (до 2020-го года) авторы проекта собираются выполнить работы по жилищному, общественному и производственному фондам. На 2-м этапе (после 2020-го года) проектировщики рассчитывают полностью завершить реализацию проекта, указано в пояснительной записке.

Так как инвестора на территорию проектирования Мингорисполком пока не нашёл, сносить жильё в районе пока не будут. Проектировщик также не смог назвать хотя бы примерный срок строительства дорог и развязок: вспомнив печальный опыт строительства 1-го кольца, специалист «Минскградо» не пожелал напрасно обнадёживать слушателей презентации.

Какие сроки обсуждения проектов? Куда отправлять замечания и предложения?

Проект разместили на сайте администрации Октябрьского района.

Общественное обсуждение проекта проходит по 20 декабря.

Посмотреть проект вживую (текстовую и графическую часть) можно будет в 2 учреждениях:

— по 10 декабря: в холле 1-го этажа администрации Московского района (проспект Дзержинского, дом 10): с понедельника по пятницу — с 08:00 до 20:00, в субботу — с 09:00 до 13:00;

— по 20 декабря: в управлении по архитектуре и строительству администрации Московского района (проспект Дзержинского, дом 10).

Свои замечания и предложения по проекту можно будет направить до 20 декабря сразу в 2 учреждения:

1) в управление по архитектуре и строительству администрации Московского района:

— по обычной почте: 220 036, город Минск, проспект Дзержинского, дом 10 (с пометкой «Общественное обсуждение»);

— по электронной почте: mos. stroy (собачка)minsk.gov.by;

2) в управление по архитектуре и строительству администрации Октябрьского района:

— по обычной почте: 220 039, город Минск, улица Чкалова, дом 6 (с пометкой «Общественное обсуждение»);

— по электронной почте: okt. stroit (собачка)minsk.gov.by.

Зарегистрированные организатором общественного обсуждения замечания и (или) предложения участников общественного обсуждения, поступившие в письменной или электронной форме, рассмотрит созданная распоряжением администрации Московского района комиссия по проведению общественного обсуждения проекта. В состав комиссии не вошли представители Белорусской железной дороги.

Заказчик проекта — комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома (председатель — П. А. Лучинович).

Разработчик проекта — «Минскградо» (главный архитектор проекта — А. И. Старостенко).

Проект выполнили на основании решения Мингорисполкома № 349 от 12 февраля 2015 года «О разработке градостроительных проектов».

Организатор общественного обсуждения — администрации Московского и Октябрьского районов. Контактные телефоны: +375 (17) 200−81−20, 200−04−86, 220−37−12.

Фото: Павел Садовский

Есть что сказать?
Читать:

Эксклюзив Realt.by

Витрина

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

Лента новостей