Мы используем файлы cookie. Используя сайт realt.by, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Регистрация

«Не трогайте наши гаражи!» Презентация уплотнения Серебрянки завершилась жаркими спорами жителей с властями

22.11.2018 3345

Администрация Ленинского района вынесла на общественное обсуждение проект уплотнения Серебрянки. На месте промышленной зоны возле троллейбусного депо № 2 «Минскградо» предлагает построить общественный комплекс и жилые дома. После сноса гаражей проектировщики намерены возвести паркинг. Один из дворов по проспекту Рокоссовского планируют уплотнить жилой многоэтажкой. В районе могут появиться спортивные комплексы, кафе и пешеходный бульвар. Автомобилям собираются запретить въезд во двор. Попала в проект и трамвайная линия.

Серебрянка-8 и Серебрянка-9 — северо-западная четверть крупнейшего южного района Минска. Эти кварталы возводили в 1960—1970-е на месте деревни Шепичи (часть которой уцелела) и полей фильтрации. Микрорайон чуть более чем полностью представляет собой стены серых панелей, которые лишь недавно начали красить в яркие цвета разной степени эстетичности.

Тем не менее, Серебрянку считают самым удачным, наряду с Зелёным Лугом, образцом реализации задумок советских градостроителей. Не выезжая за пределы района, серебрянцы могут пользоваться важнейшими объектами социальной инфраструктуры. В условиях застройки высокой плотности советские архитекторы будто назло уплотнителям предусмотрели и многочисленные зелёные зоны.

Детальный план. Нажмите на фото для увеличения

На месте гаражей — многоуровневый паркинг на берегу Свислочи

Возле троллейбусного депо № 2 расположена промышленная зона, ограниченная улицей Ванеева (здание № 29 с корпусами) и 2-м Велосипедным переулком (здание № 30 с корпусами). Здесь размещаются автобаза и автошкола Ленинской ДОСААФ. Промзону «Минскградо» предлагает снести, а на её месте возвести многофункциональный общественный комплекс (№ 127 по проекту детального планирования) и жилые многоэтажные дома (№ 128 по ПДП).

В глубине квартала находится гаражный кооператив «Свислочь-2008» и тренировочная площадка автошколы. Эти объекты занимают территорию в непосредственной близости от Свислочи. Вместо боксовых гаражей архитекторы планируют построить многоуровневые гараж-стоянки с объектами технического обслуживания автомобилей. Одновременно гараж по улице Плеханова могут расширить до 300 мест для автомобилей.

Заместитель главы администрации Ленинского района Николай Строк

Автомобилей станет гораздо больше, но въезд во дворы им запретят

Согласно ПДП, сегодня в границах проектирования живёт 33,4 тысячи человек, плотность населения — 283 человека на гектар. В будущем число жителей проектируемой территории может сократиться до 30,4 тысячи человек, но плотность — вырасти до 308 человек на гектар. Существующий жилой фонд составляет 675,5 тысячи квадратных метров, перспективный жилой фонд — 702 тысячи «квадратов». По проекту число квартир возрастёт с 11.536 до 11.978.

«Минскградо» обещает запретить доступ автомобилей во дворы жилых домов и сконцентрировать машины в многоэтажном паркинге. По расчётам проектировщиков, количество автомобилей в зоне проектирования не изменится, а число парковочных мест увеличится непропорционально изменению жилищного фонда: с 3670 до 9761. Для улучшения транспортной доступности Серебрянки градостроители намерены развивать в районе улично-дорожную сеть.

Количество парковочных мест в районе необходимо увеличить вследствие их дефицита, объяснил начальник архитектурно-планировочной мастерской «Минскградо» Михаил Друщиц. Поэтому для рационального использования пространства на месте 1-уровневых гаражных боксов проектировщики хотят возвести многоэтажный паркинг. На нём, по мысли авторов проекта, смогут оставить своё авто жители всего района. Вдобавок под новым жильём «желательно» возвести подземные паркинги.

Начальник архитектурно-планировочной мастерской «Минскградо» Михаил Друщиц

«Костьми ляжем — не отдадим гаражи!»

Потенциальный снос гаражей обеспокоил абсолютное большинство слушателей презентации ПДП. Собственники гаражей выступили категорически против идей «Минскградо».

— В гараже можно хранить не только автомобиль, но и своё имущество: в том числе шины и прочие инструменты для обслуживания машины! А паркинг в качестве склада использовать нельзя.

Обитатели Серебрянки усомнились, что владельцы сносимых гаражей и жители новых домов предпочтут паркинг жилым дворам. Многих владельцев автомобилей возмутила перспектива регулярно преодолевать пешком значительные расстояния.

— Оставлять автомобиль на паркинге слишком неудобно: далеко ходить, да и стоит дорого.

— Я не буду гулять до этого паркинга по 20 минут с Якубова — я просто запаркуюсь во дворе!

В целом владельцы гаражей выразили готовность сражаться за своё имущество. Оставить гаражи на прежнем месте выгодно всем: и их владельцам, и администрации района — уверены местные жители. Многие из них сомневаются, что потенциальный инвестор рискнёт связываться с таким обременением. К тому же, в Серебрянке уже есть печальные примеры пустующих паркингов.

— В Щетовке открытая стоянка по улицам Крупской — Шишкина пустует: у людей нет на парковку свободных 34 рублей в месяц! По Крупской, 8, паркинг не могут достроить с 2014 года: вначале за машиноместо просили $ 15 тысяч, теперь цену снизили до $ 13,2 тысячи. У кого есть такие деньги? На Крупской, 2, недостроенное кафе. Кому это надо?

«У нас на руках все документы!»

Гаражи на этой территории появились в 1963 году, сообщил председатель гаражного кооператива «Свислочь-2008» Константин Константинович. По его словам, среди членов кооператива немало людей, которые получили гаражи в наследство от своих предков.

— Сейчас мы насчитываем 852 владельца гаража, в состав кооператива входят 296 человек. Многие из них уже в возрасте, молодёжь в кооператив вступает неохотно. Некоторые члены кооператива живут на проспекте Рокоссовского, кое-кто — вообще возле кинотеатра «Ракета».

Изначально люди получали в своё распоряжение по 20 квадратных метров на человека. Постепенно некоторые собственники объединяли соседние гаражи, располагаясь на площади уже в 40 «квадратов» с подвалом в придачу. Сейчас число гаражей на 20 и на 40 квадратных метров примерно равно.

Строительство и эксплуатация многоуровневого паркинга заведомо убыточны, утверждает Константин Константинович. По расчётам членов кооператива, рыночная цена гаража в «Свислочи-2008» в среднем равна около $ 4 тысяч. Следовательно, затраты инвестора на компенсацию имущества собственникам гаражей в случае их сноса могут превысить $ 4 миллиона.

Власти Минска не найдут застройщика, который возьмётся за такой проект, который заранее сулит такие расходы, убеждён председатель кооператива. Он напомнил: прибыль застройщика крайне сомнительна, ведь места в паркингах крайне медленно раскупают даже в самых престижных кварталах столицы.

Константин Константинович от имени членов гаражного кооператива «Свислочь-2008» выдвинул встречное предложение: возвести на обсуждаемой площадке многоуровневые гаражи, строительство которых будут финансировать их будущие владельцы за счёт своих членских взносов. Председатель намерен обсудить ситуацию на собрании членов кооператива и отправить авторам проекта коллективные замечания.

— Гаражи передали кооперативу решением Мингорисполкома № 3125 от 31 декабря 2009 года. Через 2 месяца Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру выдало нам свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации земельного участка.

В примечании к свидетельству указано, что на эти земли действуют ограничения и обременения на использование: вследствие нахождения в водоохранной зоне здесь нельзя строить, рыть, прокладывать ливнёвку. Кстати, люди, которые увеличивали гаражи до 40 «квадратов», тоже их узаконили.

Двор могут уплотнить многоэтажкой, а цветочный магазин заменят кафе

Как пояснил Михаил Друщиц, в состав многофункционально-общественного комплекса могут войти объекты, которые предлагают любой набор функций, допустимый для данного комплекса. По его словам, ключевыми функциями комплекса с большой долей вероятности станут административно-деловая и торгово-бытовая. Под общественным комплексом могут предусмотреть подземный паркинг.

Напротив универсама «Палессе» проектировщики видят ещё одну жилую многоэтажку: она может появиться между домами № 18 и № 28/2 по проспекту Рокоссовского. 1-й этаж дома отдают бизнесу. На месте цветочного магазина возле остановки «Шепичи» специалисты «Минскградо» рассчитывают возвести объект общественного питания — автостоянку при этом обещают оставить на месте.

Во время обсуждения экологической части проекта жители Серебрянки выразили сомнение, что в этом месте необходимо ещё одно кафе: ведь рядом универсам «Палессе», в котором уже есть кафе и пиццерия, а также ночной магазин. «Не лучше ли эту территорию засадить деревьями?» — задались вопросом активисты. Функциональное назначение объекта определят в ПДП, ответили градостроители. В итоге в проекте фигурирует фаст-фуд на 100 посадочных мест.

Школы реконструируют и возведут новые спорткомплексы

После реконструкции лицея № 2 и школы № 164 количество мест для учеников увеличится с 2340 до 2699 благодаря расширению территории учебных заведений за счёт жилой зоны. Школу № 64 реконструируют, но пока неизвестно, будут ли её закрывать на время работ.

На пересечении проспекта Рокоссовского с улицей Плеханова на месте временной автостоянки во дворе дома № 80 запроектирован спортивный комплекс с подземным паркингом. Судя по проекту, спортом можно будем заняться как в здании, так и на открытом стадионе.

После реконструкции физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) «Серебрянка» открытый стадион, на котором летом тренировались роллеры, а зимой — конькобежцы, останется лишь в памяти местных жителей и на их фотографиях. На этом месте до конца года планируют открыть теннисный центр с паркингом.

Ранее активисты решительно протестовали против этой затеи, да и сейчас многие «аборигены» опасаются высокой стоимости занятий. При этом возведение многоэтажного здания в нескольких десятках метров от Свислочи в актуальном проекте несколько издевательски названо «реконструкцией стадиона» (№ 41б).

Автомобилистов приглашают пересесть в трамвай. А когда придёт метро?

В проекте обозначена долгожданная трамвайная линия, которая должна пройти по проспекту Рокоссовского и связать Серебрянку с вокзалом. Впервые эта идея возникла ещё в 1970-е, однако «Минсктранс» не торопится развивать в городе трамвайную сеть. Новая линия может пройти по чётной стороне проспекта Рокоссовского по территории, которую ранее резервировали как раз под трамвайные пути. Впрочем, новую ветку в районе ожидают не ранее 2030 года.

Жителям северной Серебрянки посулили ещё более быстрый и вместительный рельсовый транспорт. 4-я линия метро должна стать кольцевой и пройти вдоль 2-го транспортного кольца, в том числе — под депо № 2 и проектируемой территорией. Все новые строения будут возводить после проведения расчёта конструкций на нагрузку тоннелей метро. Геологические условия здесь сложные, но по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом — вполне рабочие, отметил Михаил Друщиц.

Прокладывать 4-ю линию метро начнут лишь по завершении строительства 3-й: не ранее 2030 года — сообщил разработчик транспортного раздела ПДП Владимир Прищепов. Слушатели пожаловались на вечные пробки во 2-м Велосипедном переулке, но расширять его «Минскградо» не собирается, ведь через переулок от жилых домов к 2 школам постоянно переходят десятки детей. Авторы проекта предлагают соединить улицу Якубова с улицей Ванеева: новая дорога может пройти в водоохранной зоне по самому берегу Свислочи.

Разработчик транспортного раздела ПДП Владимир Прищепов

Санитарно-защитные зоны сократят, но шум на проспекте обещают снизить

Ранее «Минскградо» презентовало экологический доклад по стратегической экологической оценке (СЭО) воздействия проекта застройки на окружающую среду. Во время обсуждения жители Серебрянки возмутились планом строительства многоэтажного паркинга в водоохранной зоне на самом берегу Свислочи. Авторы проекта заверили, что эксплуатация паркинга не окажет вредного воздействия на окружающую среду.

Однако активисты сослались на статьи 20 и 26 Водного кодекса, а также апеллировали к разуму и здравому смыслу проектировщиков: не преградит ли новое строительство путь аэродинамическим потокам вдоль Слепянской водной системы, не будут ли новые многоэтажные здания мешать проветриванию воздуха вдоль Свислочи. Некоторые активисты так и не смогли понять: каким образом экологическая ситуация в Серебрянке улучшится с учётом кратного увеличения числа автомобилей?

По чётной стороне проспекта Рокоссовского градостроители намерены «сформировать пешеходный бульвар с объектами общественного обслуживания». «Вы же разбиваете бульвар кафешкой!» — бросил один из слушателей. «Бульвара там нет, мы его создаём», — парировал Михаил Друщиц.

Эксперты «Минскградо» отметили отсутствие превышений нормативных показателей по загрязнению воздуха. Однако специалисты наблюдают превышения по шумовому загрязнению. Уменьшить уровень шума на проспекте Рокоссовского проектировщики намерены за счёт оптимизации дорожного движения.

«Вы нас не слушаете! Ваши предложения не обоснованы!»

Вопреки традиции проведения общественных обсуждений в Минске, на презентацию пришли представители различных государственных органов. Жители Серебрянки не отказали себе в удовольствии задать чиновникам неудобные вопросы.

Начальник управления по архитектуре и строительству Ленинского района Анастасия Осипович подчеркнула: комиссия будет рассматривать только обоснованные обращения. Недовольство жителей вызвало то, что в состав комиссии не включили представителей инициативной группы. По законодательству это можно было сделать за 3 дня до начала общественного обсуждения, ответил заместитель главы администрации Ленинского района Николай Строк. «Почему же вы нам не предложили?» — недоумевали люди.

Начальник управления по архитектуре и строительству Ленинского района Анастасия Осипович

Жителей волнует развитие Серебрянки. Когда-то уютный район сейчас страдает от перенаселения и регулярных пробок на дорогах, жалуются активисты.

— В этот тупик с водой никто не хочет идти. Магазины постоянно меняют свои вывески.

— Это неправильный вопрос!

— А что вы выбираете: правильный или неправильный? Вы делаете не для людей!

Проект разрабатывают в соответствии с Генеральным планом развития Минска, разъяснил Михаил Друщиц.

— Ваши аргументы не обоснованы! Вы хотите остановить развитие города. Без метро мегаполис развиваться не может.

— Кто вам такое сказал? А зачем нам тогда новые жилые дома?

Жительница Серебрянки Вера Владимировна попросила специалиста показать границы водоохранной зоны Свислочи и назвать её расчётную ширину. Другой активист возмутился строительством паркинга: с учётом особой любви белорусов к длительному прогреванию двигателя автомобиля это чревато большими объёмами выхлопных газов, что непременно ухудшит экологию. Представитель «Минскградо» предпочёл в буквальном смысле уйти от ответа с микрофоном в руках. Впрочем, Михаил Друщиц всё же дал некоторые пояснения.

— Существует 2 зоны — водоохранная и прибрежная. В водоохранной зоне строительство разрешено. Просто зона называется так условно. Отдельный институт выполнил соответствующий расчёт ширины водоохранной зоны. Там осуществят специальные мероприятия для защиты грунтовых вод.

Депутат Палаты представителей Татьяна Сайганова заявила, что лишь в день презентации узнала о существующей проблеме. Депутат предложила жителям Серебрянки прийти к ней на приём и поделиться своими мыслями.

— Я готова вести цивилизованный диалог и донести ваше мнение до властей!

Депутат Минского городского совета Сергей Кулик обратил внимание на столкновение интересов жителей города и его властей. Депутат призвал слушателей презентации выразить своё мнение о проекте в ходе общественного обсуждения.

— Интерес у нас всех должен быть один: комфортное проживание в Серебрянке и развитие Минска!

Депутат Минского городского совета Сергей Кулик

В целом жители остались недовольны идеями градостроителей. «Советские архитекторы были умнее!» — вздохнул один из серебрянцев. Другой поразился, что в отличие от Европы, в Беларуси не берегут историю города и сохранению старых зданий с их модернизацией предпочитают зачистку территории и новую застройку.

Отметим ещё, что количество работающих в районе по проекту может увеличиться с 3,4 до 4,9 тысячи человек. Однако озеленённость территории сократится с 43,1% до 40,3%. При этом площадь санитарно-защитных зон может уменьшиться на треть: с 27,2 до 19 гектаров.

Местная жительница Людмила, помимо борьбы за зоны рекреации, устала от многочасовых очередей в поликлинику:

— Проектировщики увеличивают количество людей, но не улучшают условия их жизни!

Когда хотят начать строительство?

Судя по проекту, активную фазу работ начнут после 2020 года. Во время презентации чиновники неоднократно заверили слушателей: трогать гаражи не будут вплоть до 2030 года. Эту магическое сочетание цифр докладчики неоднократно повторяли, как мантру, когда речь заходила о точных сроках застройки. До 2020-го «Минскградо» намерено ограничиться строительством кафе с паркингом возле универсама «Палессе».

Какие сроки обсуждения проекта? Куда отправлять замечания и предложения?

Проект разместили на сайте администрации Ленинского района.

Общественное обсуждение проекта пройдёт с 19 ноября по 13 декабря.

Официальное название проекта: «Градостроительный проект детального планирования территории в границах улицы Ванеева проспекта Рокоссовского — улицы Плеханова улицы Якубова границы ландшафтно-рекреационной зоны 158ЛР».

Посмотреть проект вживую можно до 3 декабря в школе № 164 (2-й Велосипедный переулок, дом 36): с понедельника по пятницу с 9:00 до 12:00 и с 17:00 до 20:00, в субботу с 12:00 до 15:00.

Оставить свои замечания и предложения по проекту можно до 13 декабря в журнале регистрации письменных замечаний и предложений. Журнал будет находиться в школе № 164 по адресу: 2-й Велосипедный переулок, дом 36.

Свои замечания и предложения по проекту можно также направить в администрацию Ленинского района:

— по почте: 220 006, город Минск, улица Маяковского, дом 83 (с пометкой «Общественное обсуждение»);

— по электронной почте: len. stroi (собачка)minsk.gov.by.

Заказчик проекта — комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома (председатель — П. А. Лучинович).

Разработчик проекта — «Минскградо» (главный архитектор проекта — А. И. Старостенко).

Организатор общественного обсуждения проекта администрация Ленинского района. Контакты организатора обсуждения:

— адрес: улица Маяковского, дом 83, кабинет 206;

— телефон: +375 (17) 223−81−41;

— e-mail: len. stroi (собачка)minsk.gov.by.

Фото: Павел Садовский

Есть что сказать?
Читать:

Витрина

Продается база отдыха

4 га земли в заповедном парке «Урочище Пышки» 10 капитальных строений , все коммуникации

Светлана

Контакты: +375 29 677-5...

Лента новостей
Акции, скидки, пресс-релизы