Строить станет проще? Минстройархитектуры вводит новые правила выдачи документов на строительство
В Беларуси изменили порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов.
Про изменения, которые ждут застройщиков и граждан, рассказал начальник главного управления градостроительной, проектной, научно-технической и инновационной политики министерства архитектуры и строительства Артём Юшкевич — информирует [удалено].BY.
В утверждённом Положении определён порядок подготовки и выдачи заказчику (застройщику) разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство на землях общего пользования, снос.
— Мы сократили перечень обращений в госорганы до одной административной процедуры, которая называется «выдача разрешительной документации», — заявил Артём Юшкевич. — Теперь, единожды обратившись в исполком, застройщик получит полный набор разрешительной документации.
В Положении расширен перечень лиц, которым выдают разрешительную документацию. В качестве заявителя на получение разрешительной документации имеет право выступить как непосредственно заказчик или застройщик, так и подрядчик при строительстве объектов под ключ, а также инженер или инженерная организация — при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью.
Подготовкой разрешительной документации будут заниматься коммунальные унитарные предприятия (КУП) либо территориальное подразделение архитектуры и строительства. КУП создали специально для профессиональной подготовки разрешительной документации, объяснил Артём Юшкевич.
Предполагают, что КУП смогут более эффективно и качественно подготовить необходимый пакет документов. Застройщик, которому нужна разрешительная документация на строительство, должен будет заключить договор с КУП.
В новой редакции Положения предусмотрено, что исполнительные комитеты смогут принимать решения о внесении изменений в разрешительную документацию, если это не приведёт к нарушению требований нормативных правовых актов. Это позволит оперативно принимать решения в случае изменения условий строительства и/или производственной необходимости. Изменить технические условия и технические требования можно будет также по решению исполкома. Порядок принятия решений по внесению изменений в разрешительную документацию аналогичен порядку выдачи такой разрешительной документации.
Для систематизации практики выдачи технических условий и упорядочения информации, указываемой в этих документах, в новой редакции Положения установлено однозначное определение технических условий — это документ, содержащий информацию о подключении (отключении) здания, сооружения к объектам инженерной инфраструктуры. В Положении также закреплён перечень информации, которая должна содержаться в технических условиях. Такой подход направлен на установление прозрачных условий ведения бизнеса.
Впервые вводится термин «технические требования». Это связано с необходимостью на стадии выдачи разрешительной документации заказчику получать от организаций, выдающих заключения при приёмке объекта в эксплуатацию, перечень требований, позволяющих безопасно эксплуатировать здание.
Определена и роль градостроительного паспорта: это будет документ, содержащий полную информацию о земельном участке. В состав градостроительного паспорта включат нормы, устанавливаемые архитектурно-планировочным заданием, техническими условиями, техническими требованиями.
Получается, при возведении жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории на своём участке гражданин будет вправе самостоятельно выбирать набор разрешительной документации, выдаваемой ему. Это может быть решение исполкома и градостроительный паспорт либо решение исполкома, архитектурно-планировочное задание, технические условия, технические требования.
Градостроительный паспорт будут разрабатывать на земельный участок с указанием на нём возможных объектов строительства. Таким образом, гражданин, обратившись один раз в исполком, получит документ, позволяющий ему возводить здания на своем земельном участке в рамках границ и параметров, установленных градостроительным паспортом без получения в дальнейшем решений исполкома.
Если гражданин хочет разместить только одну постройку на своём участке, он вправе обратиться в исполком за получением решения на строительство отдельно взятого объекта.
Новое постановление компании-проектировщики уже оценили и пришли к выводу, что оно может усложнить им работу и не всегда быть в интересах заказчика.
— Конечно, идея решения всех проблем «одним окном» хорошая, — полагает руководитель компании «Аверса-Групп» Антон Гарустович. — На Западе, например, застройщик получает перед покупкой участка всю информацию о возможности строительства на нём, и хорошо бы было, чтобы инвестор полностью представлял все риски и у нас.
Постановление пытается решить это градостроительными паспортами и сбором техусловий госорганами. Но мы ожидаем, что первое время после вступления изменений в силу будет «период адаптации», пока не решатся все организационные вопросы, что на некоторое время замедлит процесс согласований.

- Руководитель компании «Аверса-Групп» Антон Гарустович
Также в новом положении мы видим дополнительное звено между проектировщиками и исполкомами — КУПы. Теперь они будут заниматься согласованиями, но будет ли это эффективно и в интересах застройщика? Это также увеличит нагрузку на администрации, что скажется и на времени согласования.
Если сейчас по декрету № 7 упростили и предпроектную проработку, и сбор исходных данных компаниями, которые действуют в интересах застройщика, то теперь это должны делать госорганы. И мы опасаемся, что это тоже усложнит процесс.
Постановление вступает в силу через 3 месяца после его официального опубликования.
[удалено].by