— Если банк принимает решения, связанные с изменением ставок по кредитам и депозитам, приостановлением или, наоборот, наращиванием кредитования, это чаще всего связано с состоянием ликвидности этого конкретно банка, — считает финансовый консультант TeleTrade (ООО «ТелетрейдБел») Жанна Кулакова. — Приостановление кредитования может свидетельствовать о дефиците ликвидности у банка.
Насколько это явление может быть массовым, можно судить по операциям регулирования ликвидности Национального банка. Буквально вчера, 8 ноября, Национальный банк проводил аукцион по размещению облигаций. Из системы было извлечено 320 млн рублей. При этом заявок было больше — 440 млн рублей. В октябре такие аукционы проводились четырежды. Это говорит о том, что в целом в банковской системе нет острого дефицита денег — в ряде банков есть, наоборот, профицит. То есть у банков есть лишние деньги, которые они готовы пустить в оборот. Например, на кредитование жилья. Вместе с тем, 24 и 31 октября проводились кредитные аукционы, там Национальный банк предоставлял дополнительную ликвидность. То есть спрос на деньги среди некоторых банков тоже есть.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что сейчас какие-то банки имеют лишние деньги, а какие-то столкнулись с их нехваткой. В целом новость о приостановлении Беларусбанком жилищного кредитования довольно нейтральна, и паниковать не стоит, уверена Жанна.
— Если бы банк вынужден был принимать какие-то решения в связи с девальвационными рисками, то это, скорее, нашло бы отражение в изменении процентных ставок. Кроме того, сейчас у большинства банков кредиты на недвижимость привязаны к ставке рефинансирования. Резко негативные процессы на валютном рынке неминуемо приведут к инфляции и росту ставки рефинансирования. Так что банки защищены.
Кроме того, на внутреннем валютном рынке Беларуси не прослеживается факторов, которые могли бы заставить думать, что приостановление кредитования недвижимости связано с курсом белорусского рубля. Не буду утверждать, что с рублем все отлично. Действительно, очевидно, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе национальная валюта будет постепенно слабеть. Но это совсем не та девальвация, к которой привыкли белорусы. То есть ситуации, когда сегодня курс доллара был 2 рубля, а завтра стал 4, в ближайшее время не предвидится. Речь идет о постепенном «сползании» курса рубля вниз в пределах 5−10% в год. Спровоцировать значительный обвал могут разве что внешние форс-мажоры, но их риски существовали всегда.
Не исключено, что некоторые банки могут последовать примеру Беларусбанка, т.к. проведенные кредитные аукционы говорят, что в отдельных банках имеется дефицит ликвидности. Однако предсказать, какие именно банки приостановят кредитование недвижимости и будет ли это происходить вообще, сейчас невозможно, — подытожила Жанна Кулакова.
Для проверки информации мы решили обзвонить несколько банков, известных своим кредитованием строительства и покупки недвижимости, — Белинвестбанк, БелВЭБ, Приорбанк, Белагропромбанк. Вопрос всем задавали только один: будет ли продолжено кредитование недвижимости и на каких условиях? Все названные банки остались непреклонны в своем желании помочь населению построить или купить жилье — «информации об отмене кредитования пока не поступало».