Свой дом для молодой семьи — это своего рода оплот уверенности и стабильности. Место, куда хочется возвращаться и приглашать друзей. Именно поэтому герои нашей статьи, не имея опыта и «нужных» знакомств, решились на такую авантюру. Однако все идет совсем не гладко, трудности и форс-мажоры поджидают даже в тех ситуациях, где их быть не должно. О том, как рушились мечты ребят при строительстве дома, в нашей статье.
— Мы не хотели покупать квартиру в Минске, потому что в бетонной коробке нам не хватает свободы, воздуха что ли, — рассказала порталу Realt.by Кристина (имена героев изменены по их просьбе, — прим. автора). — Мы с мужем активно занимаемся спортом, у нас много друзей. Я всегда хотела, например, Новый год отмечать с размахом, пригласив в гости 25+ человек. Хотела поставить большую елку в гостиной и обливаться шампанским под бой курантов. В квартире, согласитесь, это проблематично. Поэтому выбор пал на собственный дом.
Подходящий участок нашелся быстро. Один из наших друзей предложил рассмотреть в качестве варианта городской поселок в 30 км от Минска, где проживали его родители. Там достаточно развита инфраструктура, много магазинов, аптек, есть больница. В старости нам не придется ездить за чем-то необходимым в Минск — решили мы и выбрали наш участок земли.
— В стройку мы «влазили», не имея в этой области абсолютно никакого опыта. Мы знали несколько семей, которые либо находились в процессе строительства, либо уже построили свой дом. Они посоветовали начать с приоритетов. Для нас это были окна на южную сторону в детской, большая гостиная с камином и огромным дубовым столом, окна в пол на первом этаже. Изначально мы выбрали деревянный дом, т.к. он соответствовал нашим представлениям об экологичности, не требовал больших затрат во внутренней отделке и нравился нам чисто внешне. Примерно с такими требованиями мы и пришли в проектную организацию. Проект был разработан примерно за $ 500 и включал в себя даже 3D-модель будущего строения. То есть фактически мы прогулялись по комнатам в нашем воображаемом доме, — поделилась воспоминаниями Кристина.
Выбор проекта и подрядчика
В тот момент, когда стройка еще не началась, у большинства молодых семей несколько радужное представление о стоимости и сроках строительства. Практически никто не учитывает один из самых главных факторов — человеческий. Вы можете сколь угодно долго выбирать качественные материалы, продумывать проект дома и участка, но если над рабочими нет ответственного прораба, который за каждый шаг отвечает «головой» и деньгами, вряд ли все будет так, как мечталось.
— Проект нам сделали удивительно быстро и качественно, — продолжил глава семейства Константин. — И мы решили прислушаться, когда эти же ребята посоветовали нам отличного прораба Владимира, который согласился взяться за реализацию этого проекта. К тому же Владимир оказался близким родственником одного из ребят в проектном бюро.
Однако для очистки совести мы стали искать других прорабов и спрашивать стоимость их работ. Каждый показывал портфолио своих работ, некоторые даже привозили нас на строящиеся прямо сейчас объекты. Однако на каждом объекте Владимир находил какие-то недочеты и «косяки», которые тут же озвучивал. Те соглашались в своих ошибках. Это, пожалуй, и было решающим фактором для нас. Кстати, уже потом стало ясно, что в этом вопросе очень сложно проконтролировать строителей или прорабов. Они могут показывать вам фотки построенных домов и возить на объекты, но кто даст гарантии, что эти дома построили именно они? Здесь все строится на доверии к абсолютно чужим людям, которые заинтересованы в получении собственной выгоды.
— В итоге мы договорились с Владимиром на строительство дома из сухого бруса и отдали задаток в размере $ 6000 на закупку и подготовку материалов. Взамен мы получили расписку с указанной суммой и обязательствами по ее возврату. Окончательная стоимость строительства, по словам нашего прораба, составила бы $ 27 000 (к слову, его конкуренты называли суммы гораздо ниже, от $ 16 000). Это был примерно ноябрь 2016 года.
— Дерево нужно было распилить, после чего ему необходимо просохнуть, поэтому раньше весны или лета строительство бы не началось, — пояснил Константин. — Всю зиму мы жили спокойно, Владимир периодически присылал нам фото каких-то бревен, и все, казалось, шло по плану.
- Источник фото: prom.ua/
Фиктивный инфаркт, долг в $ 6000 и продажа личного дома Владимира
— Первый раз по поводу стройки мы Владимиру позвонили в апреле. Он ответил, что возникли какие-то трудности, но какие именно, было неясно. Далее мы позвонили ему в мае. Но он не взял трубку. Остались неотвеченными наши звонки и в июне. Начало строительства было намечено на второй месяц лета, и поэтому 1 июля мы уже забили тревогу. Однако весь июль на наши звонки так никто и не ответил. Из всех известных контактов у нас был только племянник Владимира из проектного бюро — Артем (имена изменены по просьбе героев статьи, — прим. автора). Он ошарашил нас новостью о том, что подрядчик Владимир в больнице, у него инфаркт. Но далее нас заверили, что проект все равно будет реализован, просто нужно немного подождать. Мы согласились. В течение следующего месяца история Артема не менялась, он даже называл больницу и отделение, в котором якобы находится Владимир. Однако, когда я позвонил в эту больницу, мне было ясно сказано, что пациентов с такой фамилией у них нет и никогда не было, — рассказал Костя. — Тогда я напрямую позвонил Артему, и тот сказал, что «если честно, Владимир в запое. И уже давно». Я был в шоке.
В какой-то момент ситуация вышла из-под контроля, и казалось, что потраченные деньги вернуть невозможно. Консультация наших героев с юристом по поводу расписки не принесла облегчения: оказалось, что, если должник официально является банкротом и от своих обязательств в суде не отказывается, то свои деньги вряд ли получится вернуть. Механизм аферы прост: должнику фактически не из чего платить долг, т.к. официального заработка у него нет. То есть он может годами перечислять, например, по 10 рублей в месяц (это будет какая-то часть от его официального дохода) и дальше жить припеваючи.
— Стало ясно, что нужно что-то делать и добиваться получения своих денег обратно. Ни о какой стройке с этой компанией речь уже не шла. Мы потеряли год в ожидании и хотели как можно быстрее начать осваивать участок, — рассказал Константин. — Рычагом нашего воздействия на Владимира был только племянник Артем, который вроде бы помочь хотел, но разводил руками и не знал, что делать.
В одном разговоре Артем признался, что по документам он является собственником личного дома Владимира. И тогда созрел план действий. Артем пришел к Владимиру и сказал, что продает этот дом. Вырученную сумму он полностью отдаст дяде, за исключением тех злосчастных $ 6000.
Другого выхода не было. И только это подействовало на Владимира. Через месяц он приехал и отдал наши деньги, сказав лишь: «Извините, что так вышло».
Новый проект, каменный дом и выброшенные блоки
Пережитые трудности не отвернули наших героев от самой идеи строительства дома. Однако теперь было решено проект изменить, полностью переделав концепцию дома.
— От деревянного дома пришлось отказаться, т.к. было невозможно проконтролировать весь процесс его строительства. В тот момент я твердо решил, что хочу видеть весь процесс строительства своими глазами, максимально контролировать процесс и платить за каждый этап отдельно, —продолжил Константин. — Так мы пришли к дому из газобетонных блоков. Проект, конечно, пришлось заказать новый.
— Однако и дальше «косяки» уже других строителей продолжались. При демонтаже фундамента предыдущего хозяина строители умудрились просто выбросить эти блоки без разрешения. Точнее, это они мне сказали, что выбросили. Куда они их дели на самом деле, непонятно: может, и правда выбросили, может, продали. А когда я стал задавать им вопросы напрямую, они пожимали плечами и молчали как в небезызвестной юмористической передаче про Михалыча.
— Или другая ситуация: рабочие не знают, как им правильно укладывать доски, чтобы «подшить» потолок. По проекту вплотную к окну примыкает вентканал. Прораб решения не нашел, звонит мне и спрашивает, как им поступить. Мол, можно мы отступим совсем чуть-чуть вниз, сделав таким образом необходимый порожек. Я в тот момент находился на совещании на работе, толком слушать и отвечать не мог. К тому же, ну не специалист я в строительстве. Конечно, я согласился на вариант прораба и продолжил работать. Когда через несколько дней приехал на стройку, я был шокирован: от нужной высоты рабочие отступили 15(!) см, тем самым полностью изменив ход перекрытия. Теперь вентканал проходит на приличном расстоянии от стены и окна, и исправить это уже нельзя. Но, внимательно изучив вопрос, даже я заметил отличный вариант крепления досок, который не требовал такого изменения. Можно было пустить доски по верхнему краю стены, а сбоку доски прибить небольшой деревянный брусок, чтобы «подшить» к нему потолок. Прораб на это ответил: «Да, действительно. Что-то я не подумал». Вот скажите, как такое вообще может быть? — задает риторический вопрос Константин.
- Фото из личного архива героев статьи
Полученный опыт
— Резюмируя все вышесказанное, я могу сказать, что строительство дома нужно постоянно контролировать лично. Причем в какие-то моменты ради этого придется жертвовать своим личным временем, работой, нервами и здоровьем. Только постоянный личный контроль поможет сократить до минимума возможность подобных неприятных ситуаций. Только так можно избежать огромных и, что главное, бесполезных трат. Будьте готовы контролировать чуть ли не каждый метр затраченных материалов, потому что и здесь вас могут (скорее всего, постараются) обмануть. Большинство строителей настроены сделать меньше — получить больше, никто не говорит о честности или порядочности. Если строишь для себя, а не на продажу, будь готов бороться за свой дом.
Источник фото на заставке: http://www.delfi.lv
Читайте также:
«Белорусы всё чаще строят дома для жизни, а не дачи». Что мы увидели на выставке «Белорусский дом»
«Оказалось не так страшно». История минской семьи, променявшей столичную «двушку» на домик в деревне