Хорошие строительные материалы и низкие банковские ставки. Чем еще интересен польский рынок для нашей стройотрасли
В Минске продолжает работу международная строительная выставка «Будпрагрэс-2018», которая открыта в Футбольном манеже до 7 сентября. На выставке состоялась презентация стенда делегации Польши. Представители делегации рассказали о преимуществах, которые польская сторона готова предоставить предприятиям Беларуси в случае сотрудничества.
Первым из представителей делегации Польши слово взял руководитель офиса Польского агентства инвестиций и торговли в Минске Михал Янчук. Он заметил: символично, что мы находимся на строительной выставке, потому что именно строители являются авангардом, который закладывает почву под отношения между народами.
— Конечно, можно измерять эти отношения торговым оборотом между Беларусью и Польшей: за последний год он вырос до $ 2,5 миллиарда. Но ничто не измерит ту теплоту отношений, общности и исторических традиций, которые существуют между нашими странами долгие века. Именно люди возводят основы, на которых потом строится живая ткань двусторонних отношений.
Посол Польши: у белорусов и поляков нет конфликта интересов
Посол Польши в Беларуси Артур Михальски солидарен с коллегой: экономика многое значит в отношениях между странами, но ещё важнее — исторические и культурные связи между народами.
— За последнее время в отношениях между Беларусью и Польшей мы наблюдаем стабильный рост товарооборота и увеличение взаимосвязей. В 2017 году оборот товаров между нашими странами увеличился на 20%. В первом полугодии 2018-го оборот товаров увеличился на 8,5% — этот показатель выше, чем за первые 6 месяцев 2017 года.
То, что польские производители так широко представлены на этой выставке, которую открывал вице-премьер, доказывает: Беларусь готова к тесному сотрудничеству с ближайшим соседом. В Беларуси уже работает более 400 польских компаний — надеюсь, их станет ещё больше. Дело за вами!
У некоторых польских компаний есть проблемы, связанные с работой в Беларуси. Но мы стараемся их решить, чтобы бизнес между нашими странами развивался во благо белорусов и поляков. Здесь нет конфликта интересов — здесь есть синергия.
Польское агентство инвестиций и торговли: зачем нужно и как работает
Глава минского офиса Польского агентства инвестиций и торговли Михал Янчук рассказал о том, каким образом правительство Польши стремится развивать торговые взаимоотношения с другими странами, в том числе с Беларусью.
— В последние годы при польском посольстве существовал отдел работы с инвестициями. Работал он хорошо, но правительство Польши решило подойти более внимательно к вопросам экономического сотрудничества страны, продвижения польских компаний за рубежом.
В 2016 году был создан Польский фонд развития. Он объединил ресурсы, направленные на развитие внешней торговли Польши, экспорта и интернационализации польских предприятий. На сегодняшний день уставной капитал Польского фонда развития — 2,5 миллиарда злотых. Задача Фонда — увеличить объём активов, направленных на развитие Польши, до 100 миллиардов злотых к 2030 году. По данным Михала Янчука, динамика развития в этом году показывает, что эта задача вполне достижима.
Ядро этой системы — Польское агентство инвестиций и торговли (PAIH), которое к концу 2018 года планирует открыть 70 представительств в разных странах мира. В их число входят мировые центры бизнеса. Бюджет Агентства на 2018 год — 70 миллионов злотых.
Миссия PAIH — увеличение объёма прямых инвестиций в Польшу, а также помощь польским компаниям в поиске партнёров за рубежом, а иностранным компаниями — в Польше. Все услуги PAIH бесплатны: любая белорусская фирма может обратиться в агентство, и его сотрудники помогут фирме найти партнёра в Польше.
На примере яхт руководитель офиса PAIH в Минске видит отличный пример для перспектив выхода белорусской промышленности на мировой рынок.
— Ещё 15 лет назад в Польше практически не строили яхты, а сегодня Польша — 2-й экспортёр яхт в мире после США. Это доказывает: хорошую бизнес-идею можно развить почти из ничего. У Беларуси тоже есть шансы создавать подобные нишевые производства, которые бы стали локомотивами экспорта.
Сегодня польский инвестиционный капитал — одно из наиболее выгодных предложений для белорусского рынка, полагает Михал Янчук.
— Польский банк развития предлагает реальные процентные ставки — 2−3% вместе со страховкой. При нахождении партнёра в Польше белорусская фирма может воспользоваться всеми преимуществами этого капитала. Польский банк развития принадлежит государству, имеет рейтинг Fitch, равный рейтингу польской казны (А-), а собственный капитал банка в 2017 году составил 13,6 миллиарда злотых. Большинство инвестиций в Беларусь в последние годы было реализовано с помощью средств Банка развития.
Строительная сфера Польши: приоритет строительных материалов
Во второй части презентации польская делегация рассказала о потенциале строительного рынка Польши. Преподаватель Технологического университета Варшавы Виолетта Марцевич напомнила: Польша — 6-я по площади территории страна Европейского союза, в которой живут 38,5 миллиона человек.
В 2010 году в Польше ввели в действие самые жёсткие европейские стандарты. С 2014 года польская строительная продукция имеет маркировку «СЕ», что соответствует самому высокому качеству. При этом цена продукции остаётся привлекательной, полагает пани Виолетта.
К ведущим секторам строительной отрасли Польши относятся:
— столярно-строительные работы,
— производство фурнитуры,
— строительные услуги,
— производство химической продукции,
— производство керамической плитки.
По статистике Европейской комиссии в 2016 году самыми популярными товарами на строительном рынке Польши стали:
— железобетон,
— плитка,
— кирпич,
— окна.
Среди лидеров экспорта оказалась такая продукция, как:
— окна,
— двери,
— паллеты,
— керамическая плитка.
В секторе столярно-строительных изделий Польша активно производит деревянные, алюминиевые, стальные ворота, а также коробки дверей. Польша — крупнейший экспортёр Евросоюза: более 24% польской внешней торговли приходится на страны, не входящие в ЕС.
Сектор строительных услуг Польши в 2016 году достиг объёма в 159,5 миллиона злотых. 42% приходится на специальные строительные работы, 34% — на возведение зданий, 24% — на работы, связанные с конструкциями гражданского строительства.
В секторе химической продукции выделяется производство изоляционных материалов, напольных конструкций, штукатурки, цементных растворов, лаков и красок.
Что касается сектора керамической плитки, то в этой сфере Польша — 3-й производитель в Евросоюзе после Италии и Испании. Польская керамическая плитка — 5-я по объёму среди экспорта ЕС и 10-я на мировом рынке. Оборот капитала на рынке керамической плитки Польши достиг отметки в 500 миллионов евро.
Дорогие читатели, специально для вас мы запустили канал в мессенджере Telegram. Подписывайтесь на нас — и вы будете узнавать все новости рынка недвижимости, а также актуальную аналитику первыми. Там мы сможем общаться менее формально, а у вас будет возможность высказать редакции какие-то пожелания или замечания. Спасибо, что вы с нами!