— Но сегодня есть практика, что покупатель оплачивает услугу по тарифам. В случае отмены тарифов как с него будет взиматься плата? Да и надо ли вообще покупателю оплачивать услугу?
— Мы работаем по тарифам уже более 11 лет. Если покупатель не нуждается в риэлтерской услуге, никто не вправе заставить его платить. Но если он хочет получить эту услугу, а риэлтерская услуга оказывается по договору возмездного оказания услуг, то он должен платить.
К сожалению, сегодня есть случаи, когда риэлтеры навязывают свою услугу. Это недопустимо.
— Как вы планируете бороться с «чёрными риэлтерами» и повышать имидж профессии риэлтера?
— Да, печально, что мы по-прежнему достаточно часто слышим с экранов телевизоров и читаем в СМИ такую формулировку, как «чёрный риэлтер». На самом деле, эти люди не имеют никакого отношения к риэлтерам, работающим в агентствах.
БелАН неоднократно обращалась в различные издания и разъясняла, что деятельность риэлтеров, имеющих свидетельства об аттестации риэлтера, никак не связана с деятельностью всякого рода мошенников. Последние входят в доверие граждан и обманным путём заставляют их продавать недвижимость по бросовым ценам. Это рутинная работа, которую мы будем продолжать последовательно вести дальше.
Что касается имиджа самой профессии риэлтера, то с этим всё гораздо сложнее. Вроде бы ответ лежит на поверхности: надо повышать качество услуги. Но проблема в том, что у ассоциации нет никаких правовых рычагов влияния на недобросовестные агентства. Порой на обращение в их адрес или замечание компании — члена БелАН — мы слышим ответ: у нас такая же лицензия, как и у вас. Возразить нечего.
Более 20 лет назад БелАН выступила инициатором принятия государственного стандарта СТБ 1098−98 «Услуги риэлтерские. Общие требования». Это был первый документ, регулирующий рынок. Агентства проходили добровольную сертификацию, которая подтверждала знак качества, и брали на себя дополнительные обязательства. После введения лицензирования регулировать риэлтерскую деятельность стало государство.
Сегодня для повышения качества риэлтерских услуг есть предложение вернуться к добровольной сертификации. Возможно, она позволит сформировать новые стандарты качества и быть основой для оценки надежности риэлтерских организаций.
Любая компания, оказывающая риэлтерские услуги, имеет проблемы в виде недовольных клиентов. Нет ни одного здравого риэлтера, который хотел бы работать плохо. Отзывы о риэлтерах разные: есть негативные, но есть и очень хорошие. Хороших гораздо больше. Впрочем, эта ситуация касается любого вида услуг, во всех сферах нашей жизни.