Чтобы упростить регистрацию недвижимости, законодатели должны «дать добро»
— Каждая из названных стран имеет не только успехи в развитии системы госрегистрации, но и проблемы. У нас также есть своя специфика, начиная от менталитета и заканчивая материально-техническим обеспечением организаций по госрегистрации и наличием источников инвестирования для развития, — сказал Андрей Филипенко, генеральный директор ГУП «Национальное кадастровое агентство».
Он акцентировал внимание на том, что в рамках электронного правительства в Беларуси предстоит создать «электронного потребителя», и это непросто. Например, в настоящее время в Казахстане значительное количество имитированных для граждан за счет бюджета личных ID-карт с электронной цифровой подписью не используются, в том числе по причине утраты паролей и отсутствия у пользователей необходимых навыков.
По мнению генерального директора НКА, электронное правительство должно приносить эффект в части отдачи от осуществленных инвестиций. Хотя в том же Казахстане, несмотря на активное вовлечение в процесс развития электронной системы граждан, не удалось достичь желаемой эффективности от вложенных инвестиций. Сейчас в стране планируют делать вторую эмиссию личных ID-карт. Но на это потребуется много бюджетных средств и времени, в том числе на обучение граждан пользоваться новыми возможностями электронного правительства.
Андрей Филипенко напомнил, что в Беларуси создана и работает служба «одно окно», в рамках которой, например, специалисты местных исполнительных и распорядительных органов могут в автоматическом режиме делать запросы и получать документы от НКА. Однако практика показала, что уровень технического оснащения рабочих мест и подготовки персонала «имеет еще потенциал для роста».
— При разработке программного обеспечения в НКА мы руководствуемся тем, чтобы электронные услуги были максимально доступны потребителям. В республике действует 123 офиса территориальных организаций по государственной регистрации и земельному кадастру.
Организуются выездные приемы в крупных сельских населенных пунктах. Для возможности подать документы по местожительству заказчика внедрена технология экстерриториального приема документов и передачи их для регистрации в филиале либо бюро по местонахождению недвижимости. Любой регистратор имеет право удостоверить сделку с любой недвижимостью, расположенной в границах одной области.
Поддержание и развитие инфраструктуры офисов для приема документов на надлежащем уровне стоит дорого. В связи с необходимостью дальнейшего развития информационных технологий у нас нет возможности вкладывать средства в еще большее развитие офисной сети. Программа развития системы регистрации на 2013−2017 годы предполагает, как это происходит сейчас в Грузии, предоставить возможность бизнесу, используя свою инфраструктуру, оказывать своим клиентам дополнительные услуги и экономить их время. Совместные усилия в развитии сети оказания услуг принесут больший эффект и не потребуют инвестиций со стороны госбюджета, — сказал директор предприятия.