«Проблема негативного отношения к риэлтерам — молодость сферы недвижимость»
— В Беларуси профессия риэлтера достаточно молодая. До 90-х у нас в принципе не было частного жилья, а соответственно, и необходимости в риэлтерах. Все было государственное, продавать было нечего. В сфере недвижимости происходили редкие обмены, были «серые» специалисты, но все решалось на подпольном уровне.
Отсюда и негатив к профессии — для любого принятия нужно время.
Часто специалисты приводят в пример отношение к американским риэлтерам. Мол, за рубежом услуги ценятся, и отношение к профессионалам лояльное. Разница в том, что там риэлтерский бизнес существует гораздо дольше.
Рынок — живой механизм, он сам себя «очищает»: костяк серьезных фирм, в которых правильно выстроены все процессы, успешно работает; недобросовестные игроки не задерживаются надолго. Чем дольше рынок существует, тем больше к нему доверия и понимания. У нас, повторюсь, риэлтерский бизнес — относительно молодая сфера, а потому доверия профессия все еще не заслужила.
Свою роль играет и белорусский менталитет. У нас в принципе посреднические услуги в не в цене. В целях экономии люди стремятся все делать сами, не видя необходимости платить «за воздух».
Исправлять ситуацию, конечно, нужно комплексно. Многие агентства недвижимости обновляют информацию не только об объектах в продаже, но и о себе; активны в соцсетях, развивают сайты, работают над имиджем и качеством услуг. Я, к примеру, веду собственный блог, где бесплатно консультирую людей по теме недвижимости. За шесть лет ответила на тысячи самых разных вопросов. Обратная связь с потребителем дает возможность развиваться. Так, иногда для того, чтобы дать компетентный ответ, мне приходилось обратиться к закону, нормам, закрыть собственные пробелы. Это очень полезно для специалиста, который давно на рынке и считает, что все уже знает.
Однако общение на форуме позволяет увидеть и другое: к сожалению, сегодня много людей совершенно не ориентируется в законодательстве. Часто люди не понимают простейших вещей, не ориентируются ни в ценах, ни в законах.