Покупка первой в жизни квартиры долго не давала спать спокойно
Свою первую в жизни однокомнатную квартиру на проспекте Любимова в Минске Елена с мужем купили в 1996 году.
— Тогда мне было 23 года, и ни у меня, ни у моего мужа не было никакого опыта приобретения жилья. О работе агентств недвижимости мы знали, но за поиски взялись самостоятельно. Правда, быстро нашелся подходящий вариант. Квартиру продавала наследница — двоюродная сестра бывшей собственницы, старушка лет под 80, которая специально для этого приехала из Москвы совершенно одна. При заключении договора у нотариуса она сидела с синими губами и ногтями и постоянно жаловалась на плохое самочувствие. Мы сами возили ее в машине в нотариальную контору и боялись, что она возьмет и умрет прямо перед нотариусом. После завершения сделки бабушка получила от нас деньги, положила их в хозяйственную сумку и на поезде «Минск — Москва» с $ 12,5 тыс. у.е.хала обратно, не оставив нам даже номера своего телефона! Я полтора месяца не могла жить спокойно. Думала, не дай Бог она не доехала. К кому сначала придут? Конечно, к нам как к покупателям. Но, к счастью, все обошлось, — вспоминает Елена.
Супруги прожили в квартире 5 лет. Однако только через три года соседи сказали, что прежняя собственница умерла прямо в квартире в ванной.
— При первом осмотре квартиры наследница слукавила, сказала, что ее сестра умерла в больнице. Впоследствии, когда я это узнала, мне было несколько неприятно. Но я не стала расстраиваться долго по этому поводу. Квартира была для нас очень счастливой. В ней было невероятно спокойно и хорошо. Покойная Бэлла Самуиловна, видимо, была узницей. На ее имя нам в почтовый ящик еще пять лет приходила стопка корреспонденции от еврейских организаций.
Затем в семье Потапович родился ребенок и встал вопрос о расширении.
К чему приводит самонадеянность?
Наступил 2000 год, цены на квартиры, как и сейчас, практически находились «на дне» рынка. Было хорошее время для покупки, и Елена снова начала искать подходящий вариант самостоятельно.
— С марта 2000 года я постоянно покупала газеты, расклеивала объявления в своем микрорайоне на столбах и подъездах жилых домов, где мы хотели купить квартиру. Через четыре месяца нашелся вариант в доме, в котором мы живем сейчас. Но это была не «трешка», а «двушка».
Сама договорилась с хозяйкой и стала собирать документы на продажу своей «однушки». Сделать это было непросто. В семье был несовершеннолетний ребенок. Надо было подготовить большой перечень документов, состоящий из 12 пунктов, для того чтобы получить разрешение органов опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения. Для осмотра квартиры и старой, и новой к нам приходил участковый и даже заведующая детского сада. Тогда были строгие правила. Ведь мы сами хотели подавать документы в исполком.
Когда практически все документы были собраны, хозяйка квартиры вдруг заявила Елене, что у нее поменялись жизненные планы, и она передумала продавать квартиру.
— Сначала мы очень сильно расстроились. Сколько времени, сил и нервов было потрачено на подготовку сделки. Но что не делается, то делается к лучшему, и мы продолжили процесс. Пришлось посетить еще как минимум 20 квартир и вести переговоры с разными людьми. Круг поисков расширился за границы нашего микрорайона. Занятие это, я вам скажу, не для слабонервных. Все многокомнатные квартиры продавали семьи, которые находились в стадии развода. Большинство супружеских пар были очень враждебно настроены друг к другу, не могли найти взаимопонимания, поэтому добиться результата в переговорах было практически невозможно. Из всех просмотренных квартир понравилась только одна, но она была расположена по улице Рафиева, — продолжает свой рассказ Елена.
Приобретя отрицательный опыт самостоятельного поиска квартиры, семья решила привлечь к этому процессу профессионалов и обратилась за помощью в агентство недвижимости.
— Мы потеряли много времени, поэтому агентству обрисовали совершенно четкую задачу. Квартира должна была находиться не только в том микрорайоне, где мы жили, но и в конкретных домах. Далеко уезжать мы не хотели, да и не могли. На тот момент сын ходил в очень хороший детский сад, где у него уже были свои друзья. Нам не хотелось переезжать в другой район и травмировать малыша, — поясняет Елена.
Агент внимательно выслушала пожелания семьи, подготовилась и уже через несколько дней предложила подходящий вариант. На поиски квартиры и подготовку сделки у агентства ушло ровно 29 дней.
— В одном доме нам было предложено сразу два варианта: трехкомнатная квартира на четвертом этаже, где мы живем сейчас, и четырехкомнатная на первом этаже в соседнем подъезде. Имея одного ребенка, мы остановились на трехкомнатной квартире. Правда, потом я немного жалела, что отказалась от четырехкомнатной квартиры. Жилое помещение было в хорошем состоянии, продавалось без встречной покупки, причем по цене «четырешка» была практически сопоставима с нашей трехкомнатной квартирой, — добавляет наша героиня.