По мнению Романа Осипова, банки, скорее всего, будут давать отсрочки на короткие сроки. Но три раза пролонгировав договор, будут принимать решение либо давать отсрочку на длительный срок, либо начинать продажу объекта. Только продавать некому. В Беларуси нет фондов, которые работали бы со «стрессовыми» активами, и маловероятно, что они сформируются.
Что касается иностранных инвесторов из Европы, то они только сейчас, после снятия санкций, начинают присматриваться к рынку.
— На то, чтобы понять ситуацию и выбрать актив для инвестиций, им потребуется не меньше года или двух, — дал оценку ситуации эксперт. — Не стоит возлагать большие надежды и на российских инвесторов. В стране-соседке такая же сложная ситуация, как и в Беларуси. Инвесторам проще работать на своем рынке в России, а не обременять себя дополнительными рисками.
Спасти ситуацию могут только отечественные инвесторы
— Остается надежда только на отечественных инвесторов. Однако крупные сделки на десятки миллионов долларов с местным бизнесом маловероятны, — уточнил Роман Осипов. — Если все-таки найдется инвестор, то он захочет купить «стрессовый» актив по минимальной цене.
Процент привлечения долгосрочных кредитов из-за рубежа крайне низок. В такие объекты вкладываются деньги только с условием, что новый инвестор получит его либо частично, либо полностью в собственность.
— Мифы о том, что якобы есть некие зарубежные заемщики, которые могут предоставлять кредиты под 15−20% годовых, не имеют под собой почвы. Их нет, и маловероятно, что появятся, — резюмировал Роман Осипов. — Правда, есть разовые сделки, прокредитованные международными финансовыми институтами. Но на получение такого кредита надо потратить слишком много времени.
Управляющий директор компании «Юнитер» акцентировал внимание на том, что сегодня Польша и Чехия всячески пытаются продвигать на зарубежные рынки своих генподрядчиков. В этом случае на реализацию нового проекта можно получить кредит под 7−9% годовых. Но доля собственного финансирования в таких проектах должна составлять не менее 15−20%.