— Александр, для кого ваша книга? Кому бы она была интересна?
— Все руководители агентств недвижимости — это управленцы. Директор — высшего звена, руководители отдела — среднего. Думаю, люди с таким статусом могли бы найти в книге что-то полезное для себя. Я был и агентом, и юристом, и менеджером, сейчас являюсь собственником агентства. За время работы у меня накапливался опыт, который не был упорядочен или структурирован. Передо мной стояла задача — разложить его по полкам, структурировать его — прежде всего для себя.
Чем больше я писал, тем больше появлялось каких-то отдельных тем и подтем. В некоторых из них я хорошо разбираюсь, для описания других знаний не хватало. Я посещал разные семинары, читал специализированную литературу — собирал и анализировал информацию. Мне хотелось написать книгу без пустых тем, высосанных из пальца, а вложить в нее только живой опыт. Насколько он ловко аккумулирован и подан — я не знаю. Надеюсь, те, кто прочитает мою книгу, не найдут в ней чего-то лишнего.
— Скажите, нужна ли эта книга в принципе рынку недвижимости?
— На определенной стадии своего развития риэлтерский рынок отчасти представлял собой бродячие вольные дружины в том смысле, что многие менеджеры со своими агентами переходили из одного агентства в другое в поисках лучших условий для работы. Было так, что менеджер решает уйти самостоятельно, и все его подчиненные уходят за ним. А еще было так, что менеджер уходит, но никто из сотрудников на него даже не оборачивается. Думаю, никто из владельцев риэлтерских компаний не хотел бы, чтобы тенденция, когда уходят ключевые сотрудники, продолжалась. На мой взгляд, рекомендации в книге — относительно того, что делать, чтобы этого не происходило, могут принести какую-то пользу участникам рынка недвижимости. Конечно, если они захотят ее прочитать, в чем я очень сомневаюсь.
Сейчас идет ужесточение контроля за риэлтерской деятельностью, грядут серьезные изменения в связанных с ней законах. Важно понимать, что эти перемены заставят менять стратегию работы, отказываться от привычного уклада, который нарабатывался годами. Руководителям придется доносить это до людей, внедрять новшества, сталкиваться с сопротивлением. Как преодолеть сопротивление подчиненных — об этом тоже написано в моей книге.
— Получается, в своей книге вы рассказываете о том, как сделать так, чтоб команда держалась вместе?
— Да, важно, чтобы ключевые сотрудники, так сказать, несущие конструкции «здания», не разбегались. Еще в книге есть рассуждения на тему того, как стать центром притяжения для подчиненных.
— Александр, вы основали на базе своего агентства «Школу риэлтерского мастерства», преподаете в БГУ, принимаете студентов на практику. Скажите, насколько молодые специалисты по недвижимости подготовлены к реальной работе? В достаточной ли степени они хотя бы теоретически подкованы?
— Все студенты разные, сложно оценивать всех. В «Академическом» всегда была такая политика, что люди с опытом, каким бы он ни был, нас мало интересуют. Мы либо учим, либо переучиваем. В любом случае у нас есть правила работы, тактика, которой пользуются все специалисты «Академического».
Если говорить о людях, которых мы взяли на работу прямо из университета, то мы всегда делали упор на юристов. Давая какую-то оценку высшему образованию, могу сказать, что к нам приходили умные и талантливые молодые люди, подготовленные к работе. Разумеется, им нужно помогать, давать практическую направленность их знаниям.
— Давайте вернемся к книге. Скажите, какие темы, на ваш взгляд, в ней самые важные и острые?
— В книгах подобного рода обычно отсутствует раздел, посвященный диктатуре. В основном в современных книгах об управлении речь больше идет о либеральном стиле управления. В моей книге есть раздел о диктатуре, где я говорю о сильных сторонах этого способа руководства. Лично мне импонирует авторитарный стиль. Я считаю, что руководитель должен уметь быть категоричным, уметь ставить точку и пресекать трения.
Диктатура — это такой же инструмент для ведения бизнеса, просто о нем не принято говорить вслух. Все знают, что он есть, но делают вид, что его нет. Думаю, этот раздел будет интересен читателю неоднозначностью темы.
Из щекотливых тем в книге я бы выделил фаворитизм. Есть официальная структура компании. Она ясная и прозрачная. Но часто бывает, что она не отвечает реалиям. В книге я рассказываю о вреде, который несет такое явление, как его пресечь и можно ли его использовать.
— Страх перед руководителем и уважение — это противоположные понятия?
— Скорее взаимодополняющие. На одном страхе авторитета не заработаешь, но и без него тоже сложно. Все должно пребывать в балансе. Когда сотрудник боится руководителя и не осмеливается высказать критическое замечание по существу — это плохо. И за такое я могу уволить. Когда же сотрудник вроде бы и уважает руководителя, но при этом постоянно выходит за дозволенные рамки — так тоже не пойдет. Нужна «золотая середина».
Чтобы не вызывать негативную реакцию у подчиненного, важно объяснять ему, почему он должен работать так, а не по-другому, почему было принято именно это решение. Когда человек выполняет задание, но даже не знает, зачем, это вызывает у него негатив по отношению к руководителю. Нужно садиться, разговаривать и объяснять, чтобы снижать концентрацию неконструктивной критики в коллективе.
— Руководителем, лидером можно только родиться?
— Нет, этому учатся. Кто-то долго, кто-то быстро, но себя в любом случае нужно «прокачивать», развивать. Быть руководителем — это не данность, всему можно научиться. И специализированная литература — один из способов обучения, однако ни одна книга вас ничему не научит, если вы сами этого не хотите.