По словам Белоусова, актуальная карта загрязненности мало чем отличается от схемы 10-летней давности. Однако в генплане сказано, что в последнее время специалисты наблюдали «значительное улучшение экологической ситуации в столице».
— Мы вместе с коллегами не поверили своим глазам и попросили разработчиков предоставить соответствующие данные. Ответ звучал так: «Обнародование чертежей с грифом „Для служебного пользования“ не представляется возможным». Но мы просили не чертежи, а хотя бы цифры, которые подтвердили бы столь обнадеживающий тезис. И подобный ответ из «Минскградо» свидетельствует о том, что актуальных цифр либо нет вообще, либо они говорят об обратном.
Кроме «засекреченных» документов, официальный ответ авторов генплана ссылался на то, что экологическая обстановка в некоторых городах Беларуси хуже столичной.
- Я рад, что экология Минска лучше, чем в Гродно и Могилеве, - прокомментировал ответ Белоусов, - но это повод улучшать экологию Гродно и Могилева, а не доводить Минск до их уровня. Не понимаю, почему генплан должен эти проблемы усугублять и замалчивать.
«Генплан не ставил целью улучшение качества жизни»
Активисты попросили у авторов генплана чертежи и показатели, которые демонстрировали бы, как улучшится жизнь минчан после реализации нового генплана. В ответе градостроителей было сказано, что основной закон страны не обязал их улучшать жизнь горожан.
Однако, в Конституции РБ прописано не только право на благоприятную окружающую среду, но и право на возмещение вреда, причиненного его нарушением. «Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды», - гласит статья 46 основного закона страны.