«Пока мы обсуждаем воздушный замок»
— Вы обсуждаете проект, как свершившееся решение. То есть вами все решено, проект есть, и вы нас позвали спросить, что мы хотим увидеть на первом этаже здания. Но у нас совсем другая позиция. Мы считаем, что вопрос еще далеко не решен даже на стадии администрации Октябрьского района. Пока мы обсуждаем воздушный замок, — сказал на встрече член инициативной группы Андрей Червяков. — Жильцы соседних домов хотят видеть на этой площадке стадион, детскую площадку, может быть, детско-юношескую спортивную школу, а также как можно больше зеленых насаждений в историческом центре Минска. Но никак не обыкновенную «стекляшку», которыми заполнена наша столица.
В открытом обращении жителей дома также говорится о том, что на месте застройки может появиться Центр олимпийского резерва по боксу. В связи с этим инициативной группой разработана архитектурная концепция модернизации квартала под создание именно этого объекта.
Есть ли исторический проект застройки?
При проектировании нового объекта разработчики ссылались на исторический проект 1949 года.
— Исторического проекта нет и никогда не было. Был маленький эскиз, где карандашом архитектором А. Корабельниковым в 1949 году были нарисованы два дома как один из вариантов застройки территории, — уточнил Андрей Червяков.
Две пострадавшие стороны
По мнению Натальи Гаркуши, председателя Ассоциации застройщиков объектов жилищного строительства, в сложившейся ситуации есть две пострадавшие стороны.
— Я, как лицо незаинтересованное, вижу в данной ситуации две пострадавшие стороны. С одной стороны, это жильцы, которые не довольны предстоящим строительством, и, с другой стороны, это застройщик, который принял участие в аукционе и стал победителем. Могу предположить, что если бы компания «10 УНР-инвест» не стала единственным участником аукциона по данному лоту, то цена продажи участка могла бы вырасти в несколько раз, — сказала Наталья Гаркуша. — Но другие компании посчитали невыгодными условия аукциона и не подали свои заявки. Но военные строители — это военные строители. Они не побоялись и согласились с условиями торгов. А теперь оказались виноватыми.
В связи с этим у председателя Ассоциации застройщиков возник вопрос к членам инициативной группы. А почему, собственно, жильцы квартала до сих пор сами не поучаствовали в его судьбе? Ведь, как оказалось, в конце 2006 года было организовано общественное обсуждение плана детальной планировки квартала, где поднимался вопрос о его благоустройстве.
— Лично я, как житель этого двора с 1967 года, не слышал, что такое общественное обсуждение было. Да, формально оно состоялось в декабре 2006 года, — ответил на вопрос Андрей Червяков. — Но в 2008 году в квартале произошли достаточно серьезные изменения. Дома по ул. Свердлова, 26, 30 и 32, которые раньше не входили в зону исторической застройки, стали памятниками архитектуры. В 2010 году был принят новый генплан Минска, в котором внутридворовая территория квартала обозначена как общественная зона, где строительство жилых зданий запрещено.
Андрей Червяков предположил и даже обвинил застройщика в том, что, запроектировав на первых этажах домов встроенные помещения, он таким образом попытался «обойти генплан».
— С 2006 по 2014 год не нашлось ни одной компании, которая из-за больших обременений пожелала бы прийти в этот двор со своим строительством. В 2014 году нашелся 10-й УНР, который согласился на застройку этого двора, но по документам 2006 года. Ни компания «10 УНР-инвест», ни власти не учли произошедших за эти годы изменений. Возможно, они просто закрыли на это глаза, — добавил член инициативной группы.
Власть тоже ошибается
— Да, вы выиграли аукцион. Но власть тоже ошибается. В данном случае наша задача состоит не в том, чтобы советовать вам, что строить на первом этаже, а найти диалог с властью и показать ей, что данный аукцион был проведен не совсем правильно с исторической и архитектурной точки зрения. И нам это в последнее время удается. Мы показываем властям, что подходить к территории площадью 0,89 га так, как подходят к площадкам на Юго-Западе, Востоке и в других районах города, нельзя. К этой маленькой площадке, которая является визитной карточкой г. Минска, а, может быть, и всей республики, надо подходить по-другому. Поэтому сейчас мы плотно работаем с нашими вышестоящими органами, с тем чтобы донести до них нашу точку зрения. И мы находим понимание в решении этого вопроса, — рассказал присутствующим Андрей Червяков.
Застройщик уверен в своей правоте
— Сегодня никакого строительства на площадке не ведется, — уточнил Игорь Цыплаков, директор ОАО «10 УНР-инвест». — Мы работаем в рамках закона. Нам дали добро на проведение конкретных мероприятий, мы их выполняем. Архитектурно-планировочное решение дома «увязано» с существующей застройкой. И нельзя говорить, что мы собираемся строить обычную бетонную «стекляшку». Люди работали над проектом, и надо уважать их труд. Мы выиграли аукцион, и нашей вины нет в том, что мы получили право строить в исторической части города.
Со своей стороны председатель наблюдательного совета"10 УНР» Василий Устинчик добавил в беседе с журналистом портала Realt.by:
— Я рад, что члены инициативной группы, а также представители ГСПК «Автогудок» пришли к нам и услышали, что мы собираемся строить. Оснований для отмены результатов аукциона я не вижу. Думаю, что до конца текущего года все решения по проекту будут приняты.
Кстати, судя по реакции и выступлению председателя ГСПК «Автогудок» Сергея Яценко, стало понятно, что члены гаражного кооператива хоть и сожалеют о потере в центре города своих гаражей, но понимают ситуацию. Если застройщик будет действовать в рамках закона и компенсирует их затраты, то никакого противостояния сносу гаражей и строительству с их стороны не будет.