— Поделитесь секретом, как успешно руководить столь большой командой?
— Задача любого управляющего — не руководить более чем 15-ю подчиненными одновременно, грамотное делегирование полномочий делает процесс руководства более эффективным.
О рынке риэлтерских услуг
— Сегодня все еще существует двоякое отношение к риэлтерскому бизнесу. Почему так?
— Прежде всего, на отношение к риэлтерскому бизнесу сегодня в РБ все еще влияет наша ментальность: мы привыкли считать ценным только то, что можно «потрогать». А ведь риэлтерская услуга — как айсберг. Верхушка видна, а все, что под водой — нет, и эту «подводную» часть работы зачастую не видно.
Возьмем самую распространенную и, на первый взгляд, довольно простую сделку — продажу квартиры. Мы подсчитали, что на одну сделку необходимо в среднем 130 человеко-часов работы — это только агента и риэлтера, не считая других специалистов, например, по рекламе, по созданию виртуальных и фото-туров, IT-специалистов, бухгалтерии и прочих. А если бы у нас не было столь мощной технологической поддержки, то вышеуказанная цифра была бы значительно больше. Резонный вопрос — на что тратится столько времени? На четыре основных блока. Во-первых, подготовка квартиры, документальная и маркетинговая, к презентации на рынке — это занимает от двух дней до недели. Во-вторых, собственно презентация, которая может длиться от недели до полугода. В-третьих, «складывание» сделки, ведь продавцы и покупатели, их желания и возможности — это в определенном смысле «пазлы», которые необходимо «подгонять» друг к другу. Не всегда, кстати, это возможно: нужен большой опыт, чтобы как можно быстрее понять, подходят или не подходят. Если «пазлы» не сложились, то клиенты потеряли время, нервы, возможно, деньги, возможно, здоровье, когда сделка «развалилась». Наши потери если не по степени, то по составу аналогичны. И в-четвертых, изучение истории квартиры, обеспечение безупречной документальной подготовки к сделке и, собственно, ее организация.
Прокомментирую третий и четвертый пункты, как менее видимые и понятные. Если не разбираться в «пазлах», то «разваливаться» будет каждая вторая-третья сделка, что часто и случается, когда стороны пытаются организовать сделку самостоятельно. У нас еще 5 лет назад несостоявшихся сделок было около 13%, по итогам 2014 года — 4,4%. Кстати, сюда же входит и 0,7% сделок, от проведения которых мы отказываемся сами ввиду опасений за их перспективы — такое случается практически ежемесячно.
Вызывают досаду комментарии наподобие «Эти две справки точно так же проверяет и нотариус». Эти две — может быть, а остальные? За 19 лет работы мы провели более 12 тысяч сделок, и ни одной оспоренной в суде. «Комментаторам» же могу посоветовать узнать статистику по судебному оспариванию в среднем на 1000 заключенных сделок с недвижимостью по Минску. И ведь при заключении сделок, впоследствии признанных недействительными судом, документы были подлинными, их проверял нотариус или регистратор.
Остается добавить, что в 130-ти человеко-часах, приходящихся в среднем на одну совершенную сделку, есть часть времени, потраченного на потенциальные сделки, которые так и не состоялись.
Таким образом, негативу есть свое объяснение, и мы должны уметь показывать реальные ценности, которые создаем своей работой.