− Снос исторического здания музея Великой Отечественной войны − как минимум − глупость и недальновидность. Как максимум − часть более масштабной беды, которая со временем лишит наш народ самосознания, а наш город − инвестиционной привлекательности.
Дело не только в здании как таковом − дело в том, что оно играет свою особенную роль в композиции Проспекта Независимости и Октябрьской площади как единого целого. Рассматривать его отдельно − все равно, что рассматривать одну ноздрю вместо лица в целом.
Проспект Независимости − архитектурный ансамбль, едва-едва не вошедший в списки Мирового наследия ЮНЕСКО. Исправив несколько ошибок, сделанных в 1990-ые, и сделав это приоритетом в развитии центра города, мы могли бы добиться его включения в списки (а это значит: новый поток туристов, новый статус, новая привлекательность). Но это возможно только до тех пор, пока мы не разрушили одно из зданий, входящих в ансамбль.
Целая плеяда звезд-неоклассицистов создавала послевоенный проспект, как единственную овеществленную утопию советского союза. Это интересно всему миру − нужно только правильно подать этот исторический ресурс. Интерес ЮНЕСКО это подтверждает.
Большинство современных архитекторов, достаточно значимых, чтобы работать в центре Минска, и застройщиков, достаточно жадных, чтобы это делать, даже не знают, что такое ансамбль! Вот увидите: они воткнут на этой площади каркасное сооружение, облицованное металлическими панелями, как дешевый супермаркет в Лас-Вегасе или стеклянный фаллический небоскреб, и будут рады, что изнасиловали центр нашего города. А мы − горожане − потеряем неощутимую частичку гармонии нашей жизни, которую нам незаметно поставлял соразмерный, гармоничный, утонченно-негромкий, как хорошая классическая музыка, Проспект Независимости.
Конечно, для того чтобы осознать, что высота, ритм, пропорции и даже сама скромность, фоновость Музея ВОВ − необходимая составляющая красоты соседних зданий и проспекта в целом, чтобы увидеть ансамбль, нужно специально задумываться об этом, иначе все это − только фон нашей жизни. Но хорошая архитектура так и работает: ты не видишь ее и не слышишь, не замечаешь, а она работает, делает тебя спокойнее и лучше. Как чистый воздух.
К счастью, горожанам может быть понятнее другое: представьте себе, как на этом месте в горизонте города возвышается стеклянный украшенный колосс − и вы поймете, как он раздавит, уничтожит все сталинские дома с колоннами, Генштаб и обелиск на площади Победы, Троицкое и Оперный театр, и даже, по горькой иронии, Дворец Республики и президентскую резиденцию! Это то, чего точно нельзя допустить. У нас есть масса мест, самими гениальными планировщиками прошлого предназначенных для современной застройки, модернизации, таких, как проспект Победителей, практически весь Фрунзенский район, новый Парус — он тоже прекрасно вписался. Ждет инвесторов аэродром «Минск-1»…
В этих условиях замысел сноса или другого коммерческого освоения площадки музея ВОВ выглядит как преступление перед городом в целом: Минск станет менее цельным, потеряет свое лицо (помните аналогию с ноздрей — так вот, без ноздри или с глазом на месте ноздри лицо смотрится как-то неприятно), и в конечном итоге инвестиционная привлекательность города станет ниже − и все ради того, чтобы застроить и освоить крохотный кусочек города, который кто-то счел недостаточно ценным.
Наконец, не стоит игнорировать тот факт, что старое здание музея ВОВ осталось практически последним местом на проспекте, которое служит не богу денег, а какой-то другой, высшей цели. Даже если вы недолюбливаете культ Второй Мировой и Великой Отечественной − нельзя не признать, что кроме денег, в городе должны быть и культура, и память, и места для раздумий на более сложные темы, чем предполагают ТЦ «Столица», кафе, клуб Dozari и гостиницы всех сортов… Уничтожим один из последних таких островков − и обнаружим себя не в Минске 2010-ых, а в Москве 1990-ых. Хотите?
В заключение: я никогда не был ретроградом. Город должен развиваться, функции − нарастать, честный и ответственный бизнес может сделать для города не меньше, чем хороший архитектор, а возможно, и больше… так что, если вы спрашиваете моего мнения о том, что делать − я скажу: прибегнуть к опыту Берлина 1990−2000-ых, главного архитектора Штиммана и других:
1. Объявить честный, открытый, широко освещающийся в СМИ и в интернете конкурс концепций и архитектурных решений. Я уже сегодня могу назвать вам десятки признанных в стране и за рубежом белорусских и европейских студий, которые будут готовы предоставить свои светлые головы в распоряжение минчан;
2. В условия конкурса должен войти ряд условий:
− сохранить габариты и высоту существующего здания, чтобы не нарушить ансамбль;
− интерпретировать, а не игнорировать, существующий ритм фасадов, окон, пилястр, расположение входов;
− сохранить, по возможности, наружные стены здания;
− включить в состав проекта, в сочетании, не только коммерческие или административные, но и общественно-культурные функции: от новых мини-музеев или театральных залов до библиотеки и сада, в котором можно будет, как раньше во дворе музея, отключиться от деловой городской суеты;
− включить в состав нового здания небольшие объекты, напоминающие о его историческом предшественнике − музее ВОВ.
3. Провести конкурс не в один, а в два этапа, чтобы после первого и специалисты, и жители города могли высказать свои предпочтения и этим повлиять на жюри.
4. А инвестиционный конкурс объявлять только на готовую концепцию с готовым проектом: поверьте, наш город достаточно крут, чтобы инвестор был готов вложиться в то, что нужно горожанам, а не в бесконечные шаблонные гостиницы. Просто мы пока не предлагаем, робеем − вот инвестор и идет по шаблону.
Если вместо сноса поступить по-берлински: пойти на грамотное переосмысление или реконструкцию − у нас будет шанс увидеть, как наш город входит в списки мирового наследия ЮНЕСКО; как доля культурных туристов возрастает до заметной в бюджете величины, а инвесторы продолжают вкладывать деньги в город, который не распродаёт себя по дешевке, а приглашает к осмысленному и взаимовыгодному сотрудничеству. А в нашей жизни будeт чувствоваться культурный ритм и спокойствие, как ласковая речь наших дедов − ведь мы не только сохраним, но и продолжим их великие дела.
А если мы пойдем на снос? Ведь это будет не последний объект. Что скажут вам дети и внуки, выросшие в жадной, не помнящей своей истории и заполненной лишь торговыми центрами пустыне? И будет ли нам хорошо рядом с ними, культурно обездоленными и отупленными?
После сноса Музея будет уже поздно: если можно вырвать одну ноздрю, почему бы и не продолжить? Пора менять отношение к городу: черта, за которой возврата из варварства не будет − уже под ногами.