— В ближайший год наша компания не планирует участвовать в подобных аукционах. Это обусловлено тем, что в настоящее время мы приступаем к реализации двух новых больших проектов.
В целом же, если оценивать площадки, выставляемые на аукционы, то могу сказать, что нет таких мест в городе, где нельзя было бы строить жилье. Каждый район имеет свои плюсы и минусы. Нельзя сказать, что Грушевка — это плохой район. Наоборот, это хорошее место в столице, приближенное к центру города. Но на Грушевке очень большой снос. Поэтому оценить рентабельность площадок очень сложно.
Практика проведения первых аукционов показала, что после покупки участка на аукционе могут возникнуть различные обстоятельства, которые осложнят ее дальнейшее освоение. По крайней мере, с ними столкнулся один из наших членов Ассоциации застройщиков объектов жилищного строительства, купивших участок на аукционе в Чижовке.
К сожалению, сегодня практика такова, что собрать всю достоверную информацию об участке до проведения аукциона практически невозможно. Получается, что, по большому счету, застройщик вынужден покупать кота в мешке.
Документация по участку, реализуемому на аукционе, должна готовиться более основательно и системно. Пока же мы видим, что она готовится поверхностно. Определяется этажность дома, количество квадратных метров, которое надо построить. А самое главное — стоимость сноса не определена. Вот и получается, что реальные затраты по освоению площадки — сносу, инженерному обеспечению и т. д. значительно выше тех, что прописаны в условиях аукциона. А ведь будущих жильцов дома абсолютно не волнует, сколько денег потрачено застройщиком на снос и строительство сетей. Они будут покупать квартиры в новостройке по средним по рынку ценам.
Большинство реализуемых на аукционах участков расположены в частном секторе, где вообще нет ни магистральных сетей, ни ливневой канализации, ни водоснабжения, ни электроснабжения. Застройщику все это надо создавать с нуля. Поэтому без точного расчета ввязываться в такие проекты очень опасно. Это по большому счету и объясняет низкий покупательский спрос на данные участки.
Безусловно, подобная площадка должна выставляться на аукцион с учетом всех проживающих в сносимых домах граждан и принадлежащей им площади. В обязательном порядке должна быть определена степень капитальности зданий, принадлежащих сносу, и прописаны все технические условия.
Думается, что когда по участкам будет предоставляться более полная информация, тогда можно будет скрупулезнее проводить все расчеты и, может быть, даже вступать в диалог с властями. Ведь власти заинтересованы в том, чтобы аукционы состоялись. Пока же обратной связи нет. Возможно, власть надеется на то, что в ближайшие год-два объемы по жилищному строительству будут выполняться за счет незавершенного строительства. Но уже с 2015 года «незавершенки» практически не будет. Вот тогда и будет очевиден провал в отрасли.
При этом надо понимать, что это не просто квадратные метры, которых кому-то не достанется. Это обернется реальным отсутствием объемов для отечественной отрасли по производству промышленных стройматериалов, подрядных организаций, огромного количества работающих, которые получают зарплату и платят налоги. Это гигантская отрасль, которая составляется 20% ВВП страны.
Василий Устинчик, член наблюдательного совета ОАО «10 УНР»: